ЯЗЫКОВЫЕ ТРУДНОСТИ И НАРУШЕНИЯ ОБРАБОТКИ СЛУХОВОЙ ИНФОРМАЦИИ КАК ПРИЧИНА АКАДЕМИЧЕСКОЙ НЕУСПЕВАЕМОСТИ

На протяжении многих десятков лет ученые верили в то, что человек обладает врожденной способностью учить язык, на котором с ним разговаривают в первые годы его жизни. Действительно подавляющее большинство детей по всему миру не обучаются родному языку, они овладевают им естественно, просто находясь рядом с людьми, которые на нем разговаривают.

Звуковой анализ слова

Специалисты по развитию речи у детей называют способность разделять звуки внутри слов – звуковым анализом слова. Когда дети начинают учить родной язык, они должны уметь разделять звуки внутри слов, чтобы различать каждый звук и воспринимать их последовательность в слове. Всем детям приходится этому учиться.

Такие ошибки детей, как пропуски каких-то звуков или перестановка звуков местами, свидетельствуют о трудностях со звуковым анализом слова. Изучение языка также требует умение анализировать грамматические конструкции, например, число или время глагола, которые меняются путем звуковых замен. Однако для детей с трудностями в освоении языка, разделение слов на звуки является проблемой, что сказывается не только на изучении языка, но и на чтении, а, соответственно, и на академической успеваемости в целом.

Аудиологи и исследователи головного мозга давно интересуются, каким образом мозг разделяет слова на звуки, и почему некоторые дети не справляются с этой задачей. Новое исследование, основанное на данных, полученных при помощи ЭЭГ, проливает свет на связь между обработкой слуховой информации – в особенности способностью анализировать звуки слова – и изучением языка.

Диапазоны колебания мозговых волн считаются основным механизмом координации миллиардов нейронов во всех областях мозга для выполнения даже таких базовых когнитивных функций, как концентрация внимания на человеке, который что-то говорит и понимание того, что он говорит. Диапазоны сгруппированы согласно разным частотам колебаний мозговых волн. Существуют альфа-диапазон, бета-диапазон, гамма-диапазон и тета-диапазон.

Нейроученые научились определять, как взаимодействуют различные части мозга, по характеру мозговых колебаний. Катя Леонгр и коллеги обнаружили, что у человека важную роль для звукового анализа слова играет гамма-диапазон. Что особенно важно, у детей с языковыми трудностями (включая дислексию и слабую слуховую оперативную память) проблемы с чтением и освоением языка связаны со специфической разницей в колебаниях мозговых волн в зонах, отвечающий за изучение языка.

Вопросы нового исследования

Ученые предполагают, что головной мозг некоторых детей недостаточно эффективен для изучения языка, однако он может при этом эффективно осваивать другие навыки путем, например, хорошо развитой способности зрительной обработки информации. Что вызывает разницу между колебаниями мозговых волн по большому счету неизвестно, вопрос остается открытым. Однако родителей и преподавателей, которые работают с отстающими учениками, интересует другое:

Можно ли улучшить языковые навыки отстающих детей путем исправления характера мозговых волн?

В исследовании, опубликованном в январе 2013 года, был обнаружен положительный ответ на данный вопрос.

Сабим Хайм с коллегами из Центра молекулярной и поведенческой неврологии Ратгерского университета, проверили меняются ли колебания в гамма-диапазоне слуховой коры у детей с языковыми трудностями после прохождения аудио-визуальной тренировки при помощи программы Fast ForWord Language, и приводят ли эти изменения к улучшению языковых навыков. Детали исследования:

  • Двадцать один ученик начальной школы, испытывающие языковые трудности, прошли курс реабилитации в среднем в течение 32 дней.
  • Исследования до и после интервенции включали стандартизированные языковые тесты и регистрацию ЭЭГ.
  • Дети из контрольной группы, которые не испытывают языковые трудности, прошли те же тесты, но не подвергались интервенции.

Вопросы

Способность эффективно воспринимать и упорядочивать неречевые звуки, предлагаемые на такой же скорости, что и звуки в словах, часто относят к Процессу обработки слуховой информации.

Исследователи хотели выяснить:

  1. Отражаются ли трудности обработки слуховой информации у детей с языковыми проблемами на показателях колебаний мозговых волн в гамма-диапазоне?
  2. Улучшаются ли показатели в гамма-диапазоне после прохождения курса программы Fast ForWord Language, которую создали для тренировки навыка обработки слуховой информации.
  3. Коррелируют ли улучшение показателей в гамма-диапазоне с языковыми улучшениями?

Ответы

Показатели ЭЭГ, снятые до занятий по программе Fast ForWord Language, были вполне ожидаемыми – сниженная эффективность колебаний в гамма-диапазоне (29-52Гц) у детей с языковыми трудностями. Снижение возникало на втором из двух, быстро сменяющих друг друга звуковых стимулах. Вот некоторые ответы на выше заданные вопросы:

  1. У детей с языковыми трудностями действительно наблюдается снижение мозговой активности, связанной с различением звуков, предлагаемых на такой же скорости, что и звуки естественной речи.
  2. После тренировки по программе Fast ForWord наблюдался рост эффективности в гамма-диапазоне. Амплитуда колебания не уменьшалась на втором звуке.
  3. И наконец, наверно самое главное, в большинстве случаев улучшение показателей эффективности в гамма-диапазоне коррелирует с улучшениями результатов по языковым тестам. Дети с языковыми трудностями улучшили базовые языковые навыки, наряду с навыками экспрессивной и рецептивной речи (по тесту Клиническая оценка основных языковых навыков).

Авторы исследования пришли к выводу, что показатели эффективности мозговых волн не коррелируют с проблемами обработки слуховой информации у детей с языковыми трудностями, однако программа Fast ForWord улучшает по крайней мере один из показателей мозговых колебаний, что, в свою очередь, коррелирует с улучшениями как навыка обработки слуховой информации, так и навыка рецептивной речи (по тесту Клиническая оценка основных языковых навыков).

 

Дата: 18 июня 2016 года

Автор: Марта Бёрнс http://neuroinnovations.ru

Перевод: Neuro Innovations, LLC

Об авторе Л.Н.

Президент Ассоциации специалистов сенсорной интеграции Меня зовут Ененкова Любовь Николаевна,на форумах,посвященных проблемам развития детей с ASD (аутичный спектр развития), мои посты всегда идут под ником Л.Н.
Запись опубликована в рубрике (CARD)Центральное нарушение обработки слуховой информации с метками , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Please log in using one of these methods to post your comment:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s