Диспраксия развития – хитрый диагноз

// 08.09.2011

Многим из нас не нужно думать о своих действиях, чтобы хорошо выполнять задуманное. Мы просто начинаем делать то, что решили. И весь процесс происходит как будто бы спонтанно. Анатомия и физиология мышц слишком сложны и любые их действия происходят достаточно быстро. Никакое размышление не угонится за их работой. Например, такое казалось бы, элементарное действие как завязывание шнурков или застегивание пуговиц превращается в неимоверно сложное, если фиксировать каждое отдельное положение и движение мышц, участвующих в процессе. Поэтому эта часть работы мозга не является осознанной и кажется, что все происходит спонтанно, как бы само по себе.

Вспомните, как вы одевали нитку в иголку, когда единственный способом вставить нитку было просунуть ее сквозь тонюсенькую дырочку в иголке? Не знаю как вам, но мне было очень сложно. Что происходило в головном мозге при каждой неудаче? Мой мозг, и, если вы это делали, ваш тоже – учился. Он учился соотносить тело, его отдельные части с расстоянием до иголки. Он учился, в связи с тем, что видел и чувствовал, планировать движения рук, пальцев, чтобы вставить эту, простите, чертовую нитку в иголку!!!

При условии нормального функционирования мозга все эти процессы планирования движений происходят спонтанно, неосознанно, как бы сами собой, плывя по течению. В случае диспраксии нарушается понимание тела и зачастую руки и ноги как будто бы не слушаются, иногда делают совсем не то, что от них хочет ребенок.

Научными словами можно сказать, что диспраксия развития – это такое нарушение работы мозга, при котором нарушения касаются планирования движения. Ребенок может видеть, что делают другие дети, осознавать и понимать значение этого движения, но спланировать координацию так, чтобы повторить – вызывает большую сложность.

Чаще всего это нарушение затрагивает особенности восприятия тактильных, вестибулярных и зрительных ощущений. Эти ощущения являются основной информацией, на основе которой мозг понимает, как двигать правильно тело и его части. Понятно, что если в каком-то моменте поступает неверная информация или она не верно интегрируется (понимается, осознается) окончательное движение будет не правильным.

Отсюда, можно сделать основной и главный вывод – диспраксия развития корректируется только за счет развития (тренировки) осознавания частей своего тела. Бесполезно говорить: «Поставь левую ногу на синий коврик!» Правильнее будет в данном случае дотронуться рукой до левой ноги при произнесении этих слов.

Здесь важно уточнить только одно – ребенок с диспраксией хуже чувствует и осознает свое тело. Он будет сталкиваться с большими трудностями в обучении. Он будет тратить больше усилий на выполнение какого-то действия (прошу отметить – не всегда больше усилий на понимание действия, движения, а именно на физическое выполнение этого движения или действия). Все это, конечно же, не означает, что он не сможет научиться.

Специалисты в случае диспраксии всегда говорят о терпении и настойчивости со стороны родителей. Нельзя забывать и о бодрящем, ласковом и твердом слове. Вспомните себя, как у вас не получалось что-то, к чему вы прикладывали большие усилия. Вы могли расстраиваться, нервничать или даже злиться. Не знаю как вам, но мне в такие моменты не хватает твердого и верящего в меня человека, который бы останавливал мою панику, ярость или злость, помогал собраться и довести дело до конца. Будьте таким человеком рядом с вашим ребенком! Только у вас и получится быть им! А дальше, подрастая, он будет учиться у вас подбадривать самого себя. То, как поддержите сегодня его вы – завтра он также будет поддерживать себя сам и, может быть, еще кого-нибудь, кто будет рядом.

Любую задачу можно разбить на подзадачи или более мелкие шаги, с которыми легче справиться и легче запомнить. Этот совет на сегодняшний день совсем не новость. Именно так делаются большие дела. Но сказать об этом следует, как и о том, что даже элементарные вещи, ребенок учиться делать сначала на примере родителя. Малыш сначала смотрит, что и как делает мама. Потом включается в процесс, пусть с минимальными усилиями, но по мере того, как ребенок овладевает какими-то навыками родительская помощь и контроль уходят на задний план до тех пор, пока все действие не будет полностью самостоятельно совершенно малышом.

Обогащайте жизнь ребенка всеми видами тактильных, пространственно-телесных и двигательных ощущений. Это не так сложно, как может показаться на первый взгляд. Сюда входят любое баловство, которое так любят все дети: с щекотанием, поглаживанием, кусанием и даже щипанием. Различные виды массажей, игры со спортивными снаряжениями (карабкаться, пролазить между чем-нибудь, слазить и залазить, отталкивать, ловить и т.д), игры под музыку – танцы и всевозможные зарядки, где ребенок повторяет за взрослым или другими детками упражнения, движения и действия.

Особенно важными я бы назвала ряд упражнений, в которых ребенок учиться именно планировать действие. Так, чтобы накормить зверят, нужно приготовить еду, расставить столовые приборы, усадить зверят, поесть, помыть посуду. Ребенка можно приобщать к каким-то действиям дома. Так, в случае с приведенным выше примером, ребенка можно привлекать к расставлению приборов на стол перед тем, как семья садится за стол кушать. Сначала малыш расставляет тарелки, потом ложки (вилки), затем чашки. Все это можно делать и в виде игры, и в виде прямого обращения за помощью.

Самое удивительное, что по мере того, как ребенок учится одному действию, он, по сути, учиться учится, поэтому научившись одному, он, в последствии, быстрее будет учиться другому.

Не всегда диспраксия может быть сразу заметной, потому что она касается именно тех движений и действий, которыми мы научаемся, а не тех, которые в нас заложены природой (сидеть, ползать и т.д.). И еще, уже из опыта работы, то, что ребенок страдает диспраксией, не означает, что он испытывает трудности сразу во всех видах движений. Ребенок может все время забывать как завязывать шнурки, но обладать потрясающей ловкостью, например, в игре с мячом. Поэтому стоит присматриваться к ребенку и понимать, какие аспекты двигательного планирования ему даются легче, а какие сложнее.

Возможно, я еще раз подчеркну, что основным плюсом метода сенсорной интеграции является как раз то, что любое нарушение можно корректировать, грубо говоря, подручными средствами, с чем справится любой родитель. Главное, вооружиться знаниями!

http://blog.nedbright.com/

Об авторе Л.Н.

Президент Ассоциации специалистов сенсорной интеграции Меня зовут Ененкова Любовь Николаевна,на форумах,посвященных проблемам развития детей с ASD (аутичный спектр развития), мои посты всегда идут под ником Л.Н.
Запись опубликована в рубрике Сенсорная интеграция. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Please log in using one of these methods to post your comment:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s