Психологические термины, в которых обыденные понятия переплетаются с научными фактами

Автор: Илья Захаров

«Сферическая модель состоит из набора квазирецепторов, связанных с квазинейронами-предетекторами. Квазинейроны-предетекторы формируют ансамбль, работающий параллельно с ансамблем квазинейронов-детекторов, селективно настроенных на определенные комбинации выходов квазипредетекторов, кодирующих стимулы на входе. Возбуждения квазипредекторов формируют векторы возбуждения равной длины. Это предполагает, что стимулы на входе проецируются на сферическую поверхность в многомерном пространстве. Размерность пространства определяется числом предетекторов в пространстве. Различия между стимулами соответствует расстояниям между точками, представляющими стимулы на сфере» [1].

Уф! Рад, если вы дочитали до конца. Надеюсь, вам, как и мне, этот текст показался зубодробительным. Я специально набирал этот текст вручную, а не пользовался ctrl+c/ctrl+v ;).

Этот пост мне хочется посвятить тому, как пишут научные работы, особенно в России. Моя работа связанна с изучением зрительных иллюзий. В качестве стимулов мы предъявляем «несколько элементов поля зрения в виде кругов с вырезанными сегментами таким образом, что возникает иллюзия контура фигуры, наложенной на эти элементы». В международных журналах эти же стимулы называют «пэкменами», образующими квадрат. Потому что выглядит все это вот так.

В одной из работ «пэкменов» даже сделали «чавкающими» (chomping).

В советское время люди науки воспринимались как жрецы, которые познают священные тайны природы. Если читать тексты того времени, они часто действительно похожи на ритуальные письмена. Возможно, даже содержащие скрытый смысл. Но мне кажется, это здорово – когда наука становится доступнее. Когда читать научные работы становится не только полезно и содержательно, но и захватывающе, и иногда даже забавно. Написать пост именно об этом меня сподвигло упоминание в статье [2] «упс» феномена, который заключается в том, что после того как человек понял, что совершил ошибку, он начинает более активно шевелить головой в МРТ сканере [3]. Статья [2], кстати, заслуживает отдельного упоминания, она посвящена оценке генетических и средовых факторов в вариабельности разных типов движений головой, которые мешают исследователям получать данные при регистрации фМРТ. На мой взгляд – неплохой кандидат на Шнобелевскую премию.

Я попробовал составить небольшой список психологических терминов, в которых обыденные термины переплетаются с серьезными научными фактами:

  • Феномен ноги в дверях – социально-психологический феномен, суть которого в том, что если человек соглашается выполнить небольшую просьбу, вероятность того, что он впоследствии согласится выполнить более значительную просьбу, возрастает. Феномен описан в работе Фридмана и Фрезера в 1966 г. [4].
  • Феномен вечеринки с коктейлем – классический феномен из психологии восприятия. В 1953 г. К. Черри так обозначил способность нашей слуховой системы выделять определенный сигнал среди большого количества посторонних шумов (так же, как мы можем прислушаться к собеседнику на громкой вечеринке) [5].
  • Феномен горькой конфеты – феномен, полученный в качестве побочного результата в экспериментах школы А.Н. Леонтьева: получив инструкцию достать предмет со стола, не вставая со стула и нарушив инструкцию (пока экспериментатор вышел), ребёнок отказался от обещанной награды (конфеты) и даже заплакал, когда его уговаривали её взять.
  • Фактор общей судьбы – один из факторов гештальт-психологии, на основе которых «фигура» выделяется из фона.
  • Ага-феномен (у нас вместо этого термина употребляется, в основном, более специализированный термин «инсайт») – сложное интеллектуальное явление, суть которого состоит в неожиданном, отчасти интуитивном прорыве к пониманию поставленной проблемы и «внезапном» нахождении её решения.
  • Мы-чувство – социально-психологическое явление, которое связано с потребностью выразить свою причастность к психологической группе.
  • Феномен руки-лопаты – нейропсихологический симптом, проявляющийся, когда движения больного становятся трудноуправляемы из-за нарушения обратной связи от органов.
Спасибо коллегам за помощь в подборе феноменов. Предлагаю читателям блога дополнить список своими примерами.
Интересное обсуждение языка науки можно почитать в блоге у потрясающего популяризатора Александра Маркова вот здесь.
_______________________________________________
[1] Соколов, Е. Н. (2007). Очерки по психофизиологии сознания. Введение. Вестник Московского университета. Серия 14. Психология, 4, 11-19.

[2] Couvy-Duchesne, B., Blokland, G. A. M., Hickie, I. B., Thompson, P. M., Martin, N. G., de Zubicaray, G. I., … Wright, M. J. (2014). Heritability of head motion during resting state functional MRI in 462 healthy twins. NeuroImage, 102, 424–434. doi:10.1016/j.neuroimage.2014.08.010

[3] Epstein, J. N., Casey, B. J., Tonev, S. T., Davidson, M., Reiss, A. L., Garrett, A., … Spicer, J. (2007). Assessment and prevention of head motion during imaging of patients with attention deficit hyperactivity disorder. Psychiatry Research, 155(1), 75–82. doi:10.1016/j.pscychresns.2006.12.009

[4] Freedman, J. L., & Fraser, S. C. (1966). Compliance without pressure: the foot-in-the-door technique.Journal of Personality and Social Psychology, 4(2), 195–202. doi:10.1037/h0023552

[5] Cherry, C., & Bowles, J. A. (1960). Contribution to a Study of the “Cocktail Party Problem.” The Journal Of The Acoustical Society Of America, 32(7), 884. doi:10.1121/1.1908248

Пост написал Илья Захаров, аспирант кафедры психофизиологии психфака МГУ, со-основательсообщества N-future специально для Дайджест психологический исследований

Об авторе Л.Н.

Президент Ассоциации специалистов сенсорной интеграции Меня зовут Ененкова Любовь Николаевна,на форумах,посвященных проблемам развития детей с ASD (аутичный спектр развития), мои посты всегда идут под ником Л.Н.
Запись опубликована в рубрике Сенсорная интеграция. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Please log in using one of these methods to post your comment:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s