Sensory Issues in Autism 2 — Continued

К посту о высокочувствительных людях и чувствительности у аутистов elisey_osin написал ценный комментарий:

Проблема сенсорной чувствительности детей с аутизмом может быть еще и в том, что каналы не только недостаточно отрегулированы (что-то очень сильно, что-то очень слабо), а еще и в том, что источники каналов идут не из тех мест и не туда, то есть грубо говоря на «голосовой канал» идут импульсы с микрофона от барабана и наоборот. Collapse )

Чувствительность у людей разная — есть какие-то сигналы, которые мы получаем постоянно и к которым привыкли (например, ощущение одежды на теле или ощущение положения тела в пространстве) — только отсутствие этих сигналов (или резкое изменение в их характеристиках) становятся сигналом для беспокойства. А есть сигналы, которые немедленнно вызывают наши реакции (звуки или боль, например, такие сигналы) — мы поворачиваем голову, отдергиваем руку и так далее.

У людей с расстройством этой системы может быть именно такая ерунда — сигналы могут идти не по тем каналам, что приводит к тому, что постоянное ощущение веса одежды воспринимается как сигнал болевой чувствительности, а отсутствие специфических ощущений в теле (головокружения, ощущения изменения тела) воспринимается как недостаток стабильности (то есть как боль, как резкое ощущение того, что земля уходит из-под ног) и приводит к тому, что нужно снова и снова восстанавливать эту чувствительность, совершая странные действия. </i>

А я попробую проиллюстрировать эту мысль в рамках аналогии с микшерным пультом. Микрофоны и инструменты подключаются к пульту с помощью проводов. Вот так:

 photo Soundcraft-Spirit-LX7-Back-_zps5d30231a.jpg

Чем больше инструментов и вокалистов, тем больше проводов, держать в памяти где чей канал невозможно, слишком легко запутаться. Поэтому опытные звукорежиссеры подписывают каждый «шнурок» (обратите внимание на зеленые наклейки):

 photo connectors-is-connected-to-sound-mixer_zps9bc50a7c.jpg

а также каждый слайдер (белая полоска внизу с надписями) в соответствии с каналом, которым он управляет:

 photo pd3132065_zps5b5ad9c3.jpg

 photo 976908384_bb84863899_m_zpsb3384c00.jpg

Это важно, потому что во время концерта, когда у гитариста «запИл» (соло, над которым бедный зайка год работал и выстрадал), у звукорежиссера не будет времени подумать и почесать репу: «так-так-так, где же у меня тут электрогитара, дайте сообразить…» Потому что если он будет возиться вместо того, чтобы вывести солирующий инструмент погромче, после концерта ему гарантированно прилетит в эту репу от бедного зайки-гитариста! Музыканты вообще все чокнутые очень импульсивные, что с них возьмешь! Поэтому промедление смерти подобно (я не шучу).

Так вот перед концертом на саундчеке все красиво и понятно. Каждый канал отстроен под свой звук, вокалистам добавили реверберации, инструментам — нужных частот. Звук что надо. И довольный собой звукорежиссер отошел хлебнуть кофейку.

 photo signed-set-up1_zps25c61d43.jpg

В его отсутствие злоумышленник с целью сорвать концерт и испортить всем малину взял да и посрывал все наклейки на проводах, а сами провода переподключил в другие разъемы. Группа берет в руки инструменты и микрофоны, чтобы начать концерт, но теперь вместо хорошо отстроенного звучания, выходит какой-то хаос: лид-вокалиста еле слышно, зато Фрося завывает хоть беги, эхом отражается звук рабочего барабана. Звукорежиссер пытается убрать Фросю слайдером, но это не дает никакого эффекта, вместо этого совсем пропадает лид-вокалист. У звукорежиссера — паника, у группы — групповой обморок, публика негодует…

 photo signed-set-up2_zps92f3ce99.jpg

И, конечно, это для себя я все покрасила в разные цвета, чтобы понятней, а в реальности все провода черные. Что куда подключено выяснить сходу совершенно невозможно.

 photo signed-set-up3_zps5ca5d31c.jpg

В этот момент каждый звукорежиссер мечтает об одном: вырвать все провода разом, потом тихонечко сидеть, медитативно раскладывая их, обклеивая идентифицирующими наклейками, потом по очередно подключить каждый «шнурок» в свое «гнездо», чтобы снова был порядок и красивый звук.

 photo home_wires_ben_zps15a4fce1.jpg

Но мозг, увы, так запросто не отключается, можно конечно и ломом по голове, но потом возникнут неизбежные сложности с перезапуском системы. Да и концерт так запросто не отменить, фанаты порвут! Поэтому звукорежиссеру приходится проводить долгую, кропотливую работу по выяснению — на какой канал приходит чей звук. А потом настройка этого канала на этот звук — опять кому ревера добавить/убрать, кому средних частот или низких.

 photo signed-set-up4_zps20d4481b.jpg

Вот так же и мозг. Постепенно, медленно, но верно он учится регулировать сигналы, которые приходят по тем каналам, откуда он их не ждал. Подстраивается, модулирует, управляет: как бессознательно — отключая все прочие каналы, чтобы отстроить один, так и сознательно — контролируя окружающую среду, даже если это значит не очень вежливо попросить кого-то заткнуться или запереться в темной комнате и отдохнуть, завернувшись в одеяло с головой. В этот момент мозг проделывает тяжелую, кропотливую работу. Мозг высокочувствительных людей тоже этим занят — потому со временем высокочувствительные люди меньше страдают от своей высокой чувствительности. Однако высокочувствительные люди не страдают от такой вот путаницы по каналам, которая может случиться с аутистом. А ведь на завтра может опять придти злой-злодей и снова перепутать все провода, представьте, как это бесит!

Итак по итогам двух постов (начало тут), получаем три признака, которые отличают сенсорную регуляцию просто высокочувствительных людей от регуляции аутистов:
— амплитуда разброса по различным каналам (у аутистов резче)
— нестабильность (сегодня так, завтра все поменялось)
— путаница по каналам (сигнал приходит в канал, не предназначенный для такого вида сигнала)

Об авторе Л.Н.

Президент Ассоциации специалистов сенсорной интеграции Меня зовут Ененкова Любовь Николаевна,на форумах,посвященных проблемам развития детей с ASD (аутичный спектр развития), мои посты всегда идут под ником Л.Н.
Запись опубликована в рубрике Сенсорика аутистов.. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Please log in using one of these methods to post your comment:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s