Зрительное восприятие — умеющий видеть да увидит

Чёрный квадрат Малевича на самом деле… не чёрный. Тайна творческого мышления.

Вы видите цветок… а я вижу переливы сотен красок на лепестках, игру теней и солнечных бликов среди тычинок, эмоции жизни и чувства весны в аромате распустившегося нежного создания.

Все видят листопад… а я вижу неповторимый танец красочных листьев, их короткий полёт в порыве ветра, сладостно-пряный запах осени с ноткой задумчивой грусти, отдающейся в самом дальнем уголке сердца.

Почерпнуть вдохновение для нового шедевра я могу и в предрассветном небе, и в мутной луже, в робкой улыбке соседской девушки и в печальном взгляде седовласого старика.

Мои картины — это жизнь, но только та, которую вижу я.

Вот так: все видят одно, а я — другое. Словно смотрим на абсолютно разные вещи. Может быть, дело в глазах? У меня они не такие, как у других?

Зрительное восприятие творческих людей — поразительный феномен, который ни они сами, ни те, кто изучает принципы творческого мышления, не в состоянии объяснить до конца.

Никто и никогда не задумывался, что это самое художественное видение мира связано именно с глазами, но не просто как с органом чувств, а как эрогенной зоной!

Каждый известный художник, дизайнер или фотограф различают более четырёхсот оттенков каждого цвета. Для любого обычного человека есть просто чёрный или белый, а для них — четыреста оттенков чёрного, четыреста белого и всех остальных цветов радуги. Поразительно, не правда ли?

Обычные глаза на такое не способны.

Это должны быть глаза человека со зрительным вектором. Созерцать красоты мира, игру света и цвета для такого человека есть наивысшее удовольствие. Особый взгляд на вещи, природу, людей и всё вокруг — это и есть то особенное зрительное восприятие, которым отличаются творческие личности от простых людей.

Наблюдать и видеть больше, чем видят все остальные, тонко чувствовать каждый оттенок как цвета, так и настроения собеседника, ощущать тонкий аромат французских духов среди толпы и запах лёгкого курортного флирта, обладать образным творческим мышлением, которое способно как создать неповторимое произведение искусства, так и домыслить недостающие черты Принца на белом коне, чтобы влюбиться до беспамятства в соседа Васю — всё это лишь малая доля качеств человека со зрительным вектором.

Они заданы от природы, даны такому человеку от рождения, но будут ли развиты до современного уровня или так и останутся в первобытном состоянии зависит от характера воспитания маленького зрительника в период до окончания пубертата.

В чём секрет таланта самых легендарных художников? Можно ли научиться быть выдающимся кутюрье? Как воспитывать ребёнка со зрительным вектором, чтобы потом ходить на его выставки или показы? Почему один художник в миг взлетает на олимп мировой славы, а другой всю жизнь зарабатывает портретами на набережной?

Теперь тайна творческого мышления открыта! Приглашаем на экскурсию в мозг великих деятелей искусства.

Что поражает нас больше всего в шедеврах мирового искусства? Что именно нас восхищает в выдающихся плодах творческого мышления?

Как художник может так положить краску, что мы видим отблески дождевых капель, скатывающихся по зелёным листьям? Каким цветом можно передать лунный луч, пронизывающий штормовую волну? И как у них получается изобразить любовь во взгляде, боль в жесте, молодость в осанке или мудрость в морщинке?

Изобразить так, чтобы мы, обычные смертные, оказались в состоянии увидеть и понять всё это в их творениях?

Они видят больше, глубже, ярче, сочнее и детальнее весь мир и поэтому способны передать малейшие нюансы каждого образа настолько выразительно, что в целом создаётся эффект реальности, становятся видны даже чувства и настроение картины.

У них особые глаза? Да! Но не только острое зрение определяет способность к зрительному восприятию действительности — большую роль играет степень развитости врождённых качеств и уровень темперамента.

Рассмотрим детальнее.

Желание созерцать живописные картинки природы, красочные сочетания цветов, любоваться пейзажами и красивыми людьми возникает только у человека со зрительным вектором. Его глаза — зрительный сенсор — обладают такой чувствительностью, что способны различить более четырёхсот оттенков каждого цвета. Зрение для него — основной канал получения информации о внешнем мире. Смотреть и видеть для зрительника является самым большим наслаждением.

С детства это самые эмоциональные малыши, каждая эмоция для зрительного ребёнка может быть как белоснежной, так и иссиня-чёрной. Именно у них колебания в эмоциональной сфере максимальные. Если уж смеётся, так заливается, а если плачет, то навзрыд,  причём одно состояние может сменить другое в следующую секунду. Вот такими эмоциональными фонтанчиками проявляет себя зрительный вектор.

Развивая свои способности цветовосприятия, зрительный ребёнок проявляет склонность к изобразительному искусству, лепке, фотографии, любому занятию, в котором он может проявить своё творческое мышление.

Мышление человека со зрительным вектором образное, где каждый отдельный образ — это картинка плюс эмоция. Богатейшая фантазия и эмоциональность делают любой, даже выдуманный, образ таким же реальным для самого зрительника, как и настоящий. Поэтому все страхи, фобии, паники или истерики — это негативные состояния именно зрительного человека.

 

ВОСПИТАНИЕ ХУДОЖНИКА

Развитие зрительного вектора, как и любого другого, возможно только до окончания периода пубертата, то есть до 12-15 лет, оно связано напрямую с воспитанием чувств, развитием эмоциональной сферы ребёнка и имеет свои особенности.

Видовая роль, т. е. задача зрительного человека в первобытной стае, — это дневной охранник, ведь только его острое зрение могло заметить приближающегося хищника. Главным свойством дневного охранника была способность мгновенно и сильно пугаться для того, чтобы стая быстро отреагировала и все успели спастись. Страх смерти был и остаётся для обладателя зрительного вектора самым древним и сильным чувством, которое в неразвитом состоянии становится основой для возникновения различных фобий.

Развитие зрительного вектора состоит в умении выносить  свой страх наружу. Что это значит? Страх — это чувство, которое всегда направлено внутрь, т. е. на себя. Приобретая способность к сопереживанию, состраданию, маленький зрительник научается бояться за другого, страх направленный прежде  внутрь, превращается в чувство наружу, которое называется Любовь.

Каким образом это происходит? С помощью добрых книг и мультфильмов, в которых малыш учится сострадать героям, а в дальнейшем сопереживать и оказывать помощь другому человеку, который нуждается в уходе и заботе, — это может быть больной или престарелый родственник.

Главным условием эффективного развития свойств зрительного вектора является полное отсутствие факторов, искусственно вызывающих у ребёнка страх. Это страшные сказки, картинки с дикими злобными зверями, книжки, в которых герой оказывается съеденным или убитым, игры с пуганием, особенно в темноте. Все эти факторы останавливают развитие ребёнка и фиксируют его в состоянии страха, а так как развитие векторальных качеств идёт только до окончания пубертата, то человек остаётся в таком состоянии на всю жизнь.

Зрительное восприятие красочных образов, как и способность переживать любую эмоцию с максимальной амплитудой, дано зрительнику от природы, однако, без развития оно так и останется любовью к созерцанию ярких картинок. Обучение в художественной школе или хотя бы поддержка в развитии творческих навыков открывает перед ребёнком возможность к реализации врождённых свойств в искусстве.

 

НАЛИЧИЕ, НО НЕ ГАРАНТИЯ

Далеко не все представители зрительного вектора становятся выдающимися художниками, но только зрительник МОЖЕТ им стать.

От уровня темперамента, т. е. силы желания в зрительном векторе, зависит, останется ли склонность к рисованию только в качестве хобби или превратится в дело всей жизни. Насколько сильно человек чувствует необходимость выражать ощущения на бумаге или холсте, в фотографии или дизайне, зависит его выбор учебного заведения, профессии, а так же желание совершенствовать свои навыки.

Темперамент, как и само наличие вектора, является врождённым, но без развития природных качеств и полноценной их реализации даже самый высокий темперамент даёт просто самые большие нехватки. Человек ощущает своё желание как внутреннюю пустоту, острую потребность в чём-то, но часто это желание неосознанное, поэтому оно не находит конкретной реализации и может выливаться в истериках, домашних скандалах, эмоциональном шантаже, вплоть до мнимого самоубийства.

Осознание природы своих векторов открывает перед любым человеком огромные перспективы для полноценной реализации своих врождённых свойств, в том числе творческого мышления, и получения от жизни максимального наслаждения.

Сочетание зрительного вектора с анальным придаёт человеку усидчивость, терпение и усердие. Это самые скрупулёзные художники, которые обращают большое внимание на мельчайшие детали и готовы доводить своё творение до идеального состояния. Такие люди также находят себя в ювелирном искусстве, вышивке, скульптуре, архитектуре и другой подобной деятельности.

Для них качество выполненной работы превыше всего, они не терпят спешки или суеты и самое большое наслаждение получают от признания и уважения. Талант и профессионализм художника с анальным вектором всегда высоко ценится и оплачивается соответствующим образом, хотя чаще коммерческой стороной занимается агент художника, имеющий кожный вектор, но не наделённый творческими способностями.

Наличие кожного вектора наделяет человека способностью быстро приспосабливаться к меняющимся условиям внешнего мира, такой художник чаще использует в своём творчестве различные технологические новинки, его работы более рациональные, адаптированы под модные тенденции и покупательский спрос. Кроме непосредственной творческой работы художник сам иногда занимается рекламой и продажей своих картин, проведением выставок, поиском спонсоров и заказов на работу.

Кожно-зрительные художники чаще занимаются компьютерной графикой, современными видами искусств, такими как боди-арт, аниме, инсталляциями и т. п.

Самое интересное, что искусство как способность воплощения своих чувств в образах на полотне — это самое начало пути для зрительного вектора. Многие великие художники, получив мировую славу, идут дальше в реализации — занимаются благотворительностью, помогают детям, старикам, больным и бездомным людям, делая именно её основной целью своей деятельности и получая самое большое наслаждение и удовлетворение именно от отдачи.

Итак, большая тайна творческого мышления раскрыта!

Главный секрет зрительного восприятия состоит в наличии зрительного вектора, но, как и любое другое векторальное качество, оно нуждается в адекватном развитии и полноценной реализации.

Только самый талантливый художник способен создавать по-настоящему великие шедевры искусства, которые будут жить в веках, но самым счастливым человеком будет только тот, кто получает наибольшее наслаждение от своего творчества, будь то резьба по дереву или создание линейки модной одежды.

Автор: Диана ГАДЛЕВСКАЯ, врач-анестезиолог.
Статья написана по материалам тренингов по cистемно-векторной психологии Юрия Бурлана.

Об авторе Л.Н.

Президент Ассоциации специалистов сенсорной интеграции Меня зовут Ененкова Любовь Николаевна,на форумах,посвященных проблемам развития детей с ASD (аутичный спектр развития), мои посты всегда идут под ником Л.Н.
Запись опубликована в рубрике Сенсорная интеграция с метками , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Please log in using one of these methods to post your comment:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s