К вопросу о профилактике дискалькулии

Р.И.Лалаева, А.Гермаковская

Тезисы к докладу на II Всероссийских педагогических чтениях по вопросам коррекционной педагогики и специальной психологии

Дискалькулия часто проявляется у детей с нарушениями речевого развития и сопровождается нарушениями в формировании гнозо-праксических функций, мыслительных операций, памяти и внимания.

Исследование речевых и неречевых психических функций у дошкольников с ОНР показывает, что у них недостаточно сформированы многие процессы, обеспечивающие овладение элементарной математической деятельностью. В связи с этим актуальной является проблема профилактики дискалькулии в дошкольном возрасте.

Формирование предпосылок для успешного овладения математическими умениями и навыками осуществляется в процессе развития у детей высших психических функций (восприятия, мышления, памяти, речи), а также различных звеньев процесса овладения счетными операциями с учетом их тесного взаимодействия и системных связей.

Профилактическая работа должна строиться в определенной системе на основе иерархии связей отдельных звеньев этой системы. Первоначально формируются более простые предпосылки овладения математическими умениями и навыками (зрительный гнозис, пространственные представления, дифференциации по форме, величине и т.д.). Одной из задач на начальном этапе является автоматизация каждого из элементарных звеньев (предпосылок) формирования счетных операций. В дальнейшем осуществляется интеграция на основе сформированных и автоматизированных звеньев первоначального уровня.

Задания, речевой и дидактический материал подбираются таким образом, чтобы постепенно в процессе обучения умения, знания и понятия ребенка становились прочными, систематизировались, а затем проявлялись в более сложной, четко определенной структуре элементарных математических умений и навыков.

Формирование предпосылок овладения математикой должно проводиться в процессе ведущей деятельности ребенка дошкольного возраста, т.е преимущественно в игровой деятельности. Принцип деятельностного подхода предполагает и использование других видов деятельности, таких как предметно-практическая, учебная (в меньшей степени) деятельность.

В процессе профилактики дискалькулии необходимо учитывать сложную структуру математической деятельности: мотивационно-целевой, операционный этап, этап контроля. Так, в процессе экспериментального обучения большое внимание уделяется вызыванию интереса к выполнению заданий, что достигается использованием большого количества наглядности, игровых приемов, значимых для ребенка игровых реальных ситуаций, особенно на начальном этапе работы.

Профилактика дискалькулии предполагает и учет психотерапевтический эффекта коррекционного воздействия. В связи с этим ставятся следующие задачи: 1) выработать мотивацию и интерес к занятиям и действиям, имеющим познавательный характер; 2) научить детей преодолевать трудности и находить способ правильного выхода из сложной ситуации; 3) приучать детей к осуществлению самоконтроля и исправлению допускаемых ошибок; 4)развивать устойчивость внимания и стремление довести работу до конца. Достижение поставленных выше задач связывается с формированием у ребенка чувства уверенности в себе, с созданием ситуаций, в которых проявляются успехи ребенка и т.д. У детей формируются навыки контроля за выполнением различных заданий.

При формировании предпосылок математической деятельности исходной точкой построения методики профилактики дискалькулии является осознание онтогенетического развития тех психологических процессов, которые приводят ребенка к овладению числом и математическими действиями. Приобретение этих предпосылок возможно только при условии «подготовки ума» ребенка, то-есть достижения необходимого уровня интеллектуального развития. Формирование математических умений проходит следующий эволюционный путь: понятие числа – счетные операции сложения, вычитания, умножения и деления — решение задачи. При этом выделяются два основных понятия, которые создают базис при овладении числом: «сохранение» целого и «сериация» элементов. Только после того, как ребенок овладеет умением выполнять сериацию и понять принцип «сохранения», можно приступать к символизации нумерации.

http://www.tc-sfera.ru/posts/k-voprosu-o-profilaktike-diskalkulii

Об авторе Л.Н.

Президент Ассоциации специалистов сенсорной интеграции Меня зовут Ененкова Любовь Николаевна,на форумах,посвященных проблемам развития детей с ASD (аутичный спектр развития), мои посты всегда идут под ником Л.Н.
Запись опубликована в рубрике Сенсорная интеграция с метками , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Please log in using one of these methods to post your comment:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s