Литература по диагностике.

Смирнова Е.О. Диагностика психического развития детей от рождения до 3 лет: Методическое пособие для практических психологов / — Е.О.Смирнова, Л. Н. Галигузова, Т.В.Ермолова, С.Ю.Мещерякова. 2-е изд. испр. и доп
.— СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2005.- 144 с. http://pedlib.ru/Books/5/0332/5_0332-3.shtml

ТЕСТ ОЦЕНКИ ПСИХОМОТОРНОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА.
Данный тест разработан на основе научных данных полученных кафедрой пропедевтики детских болезней Санкт-Петербургской государственной педиатрической академии.
http://www.chado.ru/psychomotor/

Шкалы психомоторного развития А.Гезелла

Шкалы Гезелла в своем первоначальном виде появились в 1925 году. Методика рассчитана на обследование детей в возрасте от 0 до 6 лет. На первом году жизни тестовые карты позволяют следить за развитием ребенка с интервалом в 4 недели, на втором году — в 3 месяца, начиная с третьего года жизни — раз в полугодие.

Психомоторное развитие оценивается по пяти основным областям:

1) адаптивное поведение: восприятие взаимоотношений частей целого, их интеграцию; координацию движений глаз и рук в достижении и захватывании предметов; использование моторных возможностей для достижения практических целей; способность приспосабливаться к новым обстоятельствам и действовать в них на основании имеющегося опыта;

2) грубая моторика: постуральные реакции, удержание головы, сидение, стояние, ползание и ходьба;

3) тонкая моторика: использование руки и пальцев в схватывании и манипулировании с объектами;

4) речевое развитие включает все видимые и звуковые формы коммуникации: выражение лица, жесты, постуральные движения, вокализацию, слова, фразу и предложения. Правильно артикулированная речь зависит от социального окружения, но требует определенной зрелости сенсорно-моторных и кортикальных систем;

5) социализация личности отражает реакции ребенка на социально-культурное окружение. Хотя социализация зависит от особенностей самой личности и ее окружения, тем не менее есть определенные возрастные нормативы, отклонения от которых имеет диагностическое значение.

Образцы поведения подразделяются на временные и постоянные. Временными называются те, которые далее трансформируются или заменяются более совершенными (в скобках указан возраст их исчезновения). Некоторые временные образцы образуют последовательность, другие заменяются полностью. В переходной фазе могут наблюдаться оба вида.

Проведение диагностической оценки развития включает 5 этапов:

  1. Сбор анамнеза и предварительная беседа:

На данном этапе необходимо собрать информацию о семье, её составе; течении беременности, родов, периода новорожденности; о темпах развития до настоящего момента, поведении в текущий период; непосредственном социальном окружении.

Благодаря предварительной беседе можно достичь эффективного контакта с ребёнкомЛучше поначалу уделять больше внимания родителям, а не ребёнку, таким образом ребёнок поймёт, что у Вас нет никаких агрессивных намерений по отношению к нему. Можно предложить ребёнку игрушку. Если он её возьмёт из ваших рук, рук незнакомого человека, значит можно осторожно, не торопясь, приступать к тестированию.

Беседа с родителями должна носить спокойный и доброжелательный характер. Вопросы должны подразумевать однозначный ответ, при необходимости нужно иллюстрировать их примерами. Доверие родительским ответам обязательно, но имеет смысл переспросить родителей ещё раз, если данная ими информация не совпадает с Вашим впечатлением от ребёнка.

    1. Исследование поведения в соответствии с протоколом и порядком проведения:

Тестирование должно проводиться в промежуток времени, когда ребёнок наиболее активен и спокоен, то есть, когда имеются предпосылки для получения лучших результатов. До 18-месячного возраста собеседование и обследование могут быть совмещены в одном сеансе, далее, особенно после 2,5 лет, для выяснения исходного состояния требуется четкое отделение первого и второго этапов.

Порядок выполнения тестовых заданий подробно расписан в электронном пособии.

    1. Запись результатов и диагностический обзор всего собранного материала:

Минимальная запись — заполнение карты с проставлением в ней плюсов и минусов. Рекомендуется иметь видеозапись, стенографическую запись комментария наблюдаемого поведения.

    1. Обсуждение и рекомендации для родителей:

Присутствие родителей при тестировании поможет им понять, каким образом производится обследование, лучше представить сущность имеющихся проблем. Обстановка беседы должна быть самой располагающей, не должно быть ни тени пренебрежения, неуважения к ребёнку.

    1. Письменный отчёт.

Следует отметить, что исследование проводится не только по профилю соответствующего возраста, но и по предыдущему и последующему профилям с целью выявления базового и верхнего уровня развития в той или иной области.

Для проведения диагностики всех компонентов психомоторного развития потребуются следующие материалы:

  • Мячики: большой и маленький.
  • Колокольчик с деревянной ручкой.
  • Стеклянная бутылочка и пилюли из сахара.
  • Бубенчики на ленточке.
  • Погремушка.
  • Красное кольцо на веревочке
  • Тестовые объекты: карандаш, ключ, ножик, монета, т.е. предметы, используемые в повседневной жизни.
  • Взвешенные блоки: 6 штук.
  • Карта с нарисованными на ней зеленым цветом геометрическими фигурами и соответствующие фигуры красного цвета.
  • Десять деревянных красных кубиков.
  • Чашка из алюминия.
  • Доска с вкладывающимися в нее формами.
  • Карты с картинками: а) собачка, ботинок, чашка, дом; б) часы, корзина, книга, флаг, листик, звезда.
  • Мелки.
  • Книжка с детскими стихами.
  • «Чудесная коробка».
  • Карточки для срисовывания с нарисованными жирными линиями фигурами.
  • Тестовые объекты для тестирования по Стэнфорду – Бине (карта и геометрические фигуры к ней, рисунок неоконченного человечка).

Запись результатов наблюдения ведется следующим образом:

(+) — образец поведения хорошо развит, является неотъемлемой частью поведения ребенка.

(±) — образец поведения наблюдается, как случайный или скопированный, но не постоянный.

(-) — постоянный образец в поведении отсутствует, или временный не заменен более зрелым.

Если временный образец, свойственный данному возрасту полностью отсутствует, т.к. ребенок демонстрирует опережающее развитие, то ставится знак (+++).

Таким образом, знаки (+) и (±) обозначают, что данные навыки присутствуют и ребенок прошёл тестовый пункт, а знак (-) обозначает обратное. На полях могут быть проставлены комментарии отсутствию того или иного навыка: О — явный отказ, Н — невозможность выполнить задание в связи с наличием органических причин.

Обработка результатов:

Дикретированный возраст (y) разделить на количество пунктов (na). Результат деления умножить на количество минусов (nb).

x = (y : na) * nb

Дикретированный возраст — это интервал между ключевыми возрастами шкал Гезелла (например, на трертьем году жизни этот интервал составляет 6 мес., на втором — 3 мес., а на первом году жизни измеряется в неделях).

В любой из пяти областей уровнем развития считается возраст, когда сочетание плюсов переходит в сочетание минусов.

Приложения:

Порядок выполнения тестовых заданий

Методика проведения обследования

Таблицы оценки уровня психомоторного развития детей первого года жизни

Таблицы оценки уровня психомоторного развития детей второго года жизни

Таблицы оценки уровня психомоторного развития детей третьего года жизни

Мюнхенская функциональная диагностика развития ребёнка

Мюнхенская функциональная диагностика развития детей создана в Мюнхенском университете и Институте социальной педиатрии Она применяется для оценки общего психомоторного развития детей раннего возраста.

Реакция 50% детей 90% детей
Развитие общих движений (ходьба)
Подтягивается в положении стоя, опираясь на предмет, и остается стоять несколько секунд. 9 мес. 11,5 м.
Идет несколько шагов боком вдоль мебели, держась обеими руками. 9,5 м. 1 г. 0,5 м.
Идет, когда держат за обе руки и принимает вес тела. 10 м. 1 г. 1 м.
Карабкается на одну ступеньку вверх (высота 12-18 см). 10,5 м. 1 г. 1,5 м.
Идет придерживаемый за руку. 11 м. 1 г. 2 м.
Минимум 2 секунды стоит свободно. 11,5 м. 1 г. 3 м.
Свободно делает 3 шага. 1 г. 0,5 м. 1 г. 4 м.
Идет и несет мяч обеими руками. 1 г. 1 м. 1 г. 5 м.
Нагибается и что-нибудь поднимает без опоры на что-либо. 1 г. 1,5 м. 1 г. 5,5 м.
Карабкается на диван и с дивана. 1 г. 2 м. 1 г. 6 м.
Делает три шага спиной 1 г. 2,5 м. 1 г. 7 м.
Карабкается на стул и со стула с подлокотником 1 г. 3 м. 1 г. 7,5 м.
Поднимается на три ступеньки приставным шагом и держится обеими руками. 1 г. 3,5 м. 1 г. 8 м.
Спускается на три ступеньки вниз приставным шагом и держится обеими руками. 1 г. 4,5 м. 1 г. 9 м.
Бьет по мячу в положении стоя, не держась. 1 г. 5 м. 1 г. 10 м.
Спускается на три ступеньки приставным шагом и держится одной рукой. 1 г. 6 м. 1 г. 11 м.
Идет три шага на носочках, не держась. 1 г. 7 м. 2 г.
Стоит три секунды на одной ноге и держится одной рукой. 1 г. 8 м. 2 г. 2 м.
Идет пять шагов на носочках, не держась. 1 г. 9 м. 2 г. 3 м.
Подпрыгивает один раз на месте, не падая. 1 г. 10 м. 2 г. 4 м.
Прыгает вперед, не падая. 1 г. 11 м. 2 г. 6 м.
Стоит на одной ноге две секунды, не держась. 2 г. 2 г. 7 м.
Поднимается на две ступеньки взрослым шагом, держится одной рукой. 2 г. 1 м. 2 г. 8 м.
Прыгает через ленту (ширина 10 см), не задевая ее. 2 г. 3 м. 2 г. 11 м.
Ездит на трехколесном велосипеде и нажимает на педали. 2 г. 4 м. 3 г.
Спускается на три ступеньки взрослым шагом, держится одной рукой. 2 г. 5 м. 3 г. 1 м.
Ловит мяч диаметром 15-20 см с отдаления 2 м. 2 г. 7 м. 3 г. 4 м.
Прыгает через лист бумаги шириной 20 см, не задевая его. 2 г. 9 м. 3 г. 7 м.
Спускается взрослым шагом на три ступеньки вниз, не держась. 2 г. 11 м. 3 г. 9 м.
Развитие движений кисти руки
Снимает браслет с руки. 8 м. 10,5 м.
Горизонтально ударяет кубиками один о другой (длина ребра 3 см). 8,5 м. 11 м.
Хватает маленький предмет (крошки печенья) вытянутым указательным пальцем и большим пальцем. 9 м. 11,5 м.
Хватает маленький предмет согнутым указательным пальцем и большим пальцем. 9,5 м. 11,5 м.
Катает машинку на колесиках туда-сюда. 10 м. 1 г. 1 м.
Переворачивает страницы в книге с картинками. 10,5 м. 1 г. 1,5 м.
Бросает два шарика в банку. 11 м. 1 г. 2,5 м.
Рисует точки или короткие штришки на бумаге. 1 г. 1 г. 3,5 м.
Поворачивает вращающуюся крышку флакона в разные стороны. 1 г. 0,5 м. 1 г. 4 м.
Надевает два кольца на пирамидку. 1 г. 1 м. 1 г. 5 м.
Рисует штришки во все стороны. 1 г. 1,5 м. 1 г. 5,5 м.
Ребенок держит в каждой руке по кубику и берет третий обеими руками, не роняя двух первых (длина ребра 3 см). 1 г. 2 м. 1 г. 6 м.
Вставляет два колышка в отверстия диаметром 20 мм. 1 г. 2,5 м 1 г. 4 м.
Вставляет нейлоновый шнур с наконечником в отверстие шарика (диаметр 27 мм, внутренний 7 мм). 1 г. 3,5 м. 1 г. 8 м.
Рисует штришки с закругленными концами во все стороны. 1 г. 4 м. 1 г. 9 м.
Кладет две спички в коробку, поворачивая их при этом на 90’, так чтобы не выступали концы. 1 г. 5 м. 1 г. 10 м.
Две секунды держит по два кубика в каждой руке, длина ребра 3 см. 1 г. 6 м. 1 г. 11 м.
Рисует плоскую спираль, с одним пересечением. 1 г. 7,5 м. 2 г. 1 м.
Закручивает или откручивает крышку флакона с вставлением крышки, держа флакон. 1 г. 9 м. 2 г. 3 м.
Крутит ручку музыкальной шкатулки. 1 г. 10 м. 2 г. 4 м.
Нанизывает на шнур шарик-бусину. 1 г. 11 м. 2 г. 6 м.
Умело рисует круглую спираль с тремя витками. 2 г. 2 г. 7 м.
Закручивает и откручивает флакон, и достает два кристаллика сахара (больше там нет). 2 г. 1 м. 2 г. 8 м.
Строит башню из восьми одинаковых кубиков (ребро 3 см), с трех попыток. 2 г. 2 м. 2 г. 10 м.
Делает ножницами два надреза бумажной полосы шириной 2 см (бумагу держит взрослый). 2 г. 4 м. 3 г.
Разрывает бумагу движением рук в противоположные стороны (к себе – от себя). 2 г. 5 м. 3 г. 2 м.
Имитирует пишущие движения. 2 г. 6 м. 3 г. 3 м.
Формирует валик из пластилина (из шарика). 2 г. 7 м. 3 г. 4 м.
Выделяет при срисовывании горизонтальную линию. 2 г. 8 м. 3 г. 6 м.
Чертит закрытый круг. 2 г. 9 м. 3 г. 7 м.
Восприятие взаимосвязей
Находит предмет под чашкой. 8 м. 11 м.
Показывает указательным пальцем в указанное направление. 9 м. 1 г.
Подтягивает к себе игрушку за шнур. 9,5 м. 1 г. 1 м.
Кладет крышку на банку. 10 м. 1 г. 2 м.
Вставляет самый маленький стаканчик в самый большой (из трех). 10,5 м. 1 г. 2,5 м.
Пробует рисовать карандашом. 11 м. 1 г. 3 м.
Показывает на что-либо пальцем. 11,5 м. 1 г. 4 м.
Вставляет самый маленький стаканчик в средний (из трех). 1 г. 1 г. 5 м.
Помещает большой круг на шаблонную доску (диаметр 10 см). 1 г. 1 м. 1 г. 6 м.
Находит предмет под одним из двух стаканчиков. 1 г. 2 м. 1 г. 7 м.
Переворачивает бутылку, чтобы достать предмет. 1 г. 3 м. 1 г. 8 м.
Вставляет все три стаканчика один в один. 1 г. 5 м. 1 г. 11 м.
Вытаскивает штифт и открывает запор на затворе для навесного замка. 1 г. 6 м. 2 г.
Помещает большой и маленький круг на шаблонные доски (диаметр 10 и 6 см). 1 г. 7 м. 2 г. 1 м.
Помещает на шаблонные доски квадрат, треугольник и большой круг. 1 г. 9 м. 2 г. 3 м.
Строит ряд из пяти кубиков (длина ребра 3 см). 1 г. 10 м. 2 г. 4 м.
Вставляет 3 из 4 форм в шаблонную коробку. 1 г. 11 м. 2 г. 5 м.
Сортирует кружочки по величине (12 кружочков трех разных размеров – 5,5 см, 8 см, 11 см). 2 г. 2 г. 7 м.
Сортирует три из четырех кубиков по цвету. 2 г. 1 м. 2 г. 8 м.
Помещает три из четырех кружочков по правильному рисунку на шаблонной доске. 2 г. 2 м. 2 г. 9 м.
Строит “мост” из трех кубиков по образцу. 2 г. 4 м. 2 г. 11 м.
Складывает квадрат из четырех кубиков. 2 г. 6 м. 3 г. 2 м.
Развитие речи
Копирует звуки, как например, вибрация губами, щелкающие. 8 м. 11 м.
Говорит двойные слоги, например, ма-ма, дай-дай без значения. 8,5 м. 1 г.
Говорит двойные или одинарные слоги со значением. 9,5 м. 1 г. 1 м.
Выражает желания определенными звуками, говоря, например: “э!”. 10 м. 1 г. 1,5 м.
Использует “папа” или “мама” для людей. 10,5 м. 1 г. 2,5 м.
Говорит два осмысленных слова. 11 м. 1 г. 3 м.
Говорит три осмысленных слова. 1 г. 1 г. 4,5 м.
Напевает вместе с кем-либо детские песенки. 1 г. 1 м. 1 г. 6 м.
Говорит осмысленное слово с двумя различными гласными звуками, например: “киса”. 1 г. 2 м. 1 г. 7 м.
Называет знакомый предмет в ответ на вопрос. 1 г. 3 м. 1 г. 9 м.
Выражает желания словами, как например: “дай”, “ам-ам”. 1 г. 4 м. 1 г. 9 м.
Повторяет знакомое слово. 1 г. 5 м. 1 г. 11 м.
Может вербально отклонить просьбы. 1 г. 6 м. 2 г. 1 м.
Говорит первые предложения из двух слов на детском языке, например: “папа машина”. 1 г. 7 м. 2 г. 2 м.
Называет восемь из двенадцати предметов на тестовых картинках “А”. 1 г. 8 м. 2 г. 4 м.
Использует свое имя когда говорит о себе. 1 г. 10 м. 2 г. 7 м.
Говорит первые предложения из трех слов на детском языке, например: “папа машина ехать”. 1 г. 11 м. 2 г. 8 м.
Называет все предметы на 12 тестовых картинка “А”. 2 г. 2 г. 9 м.
Говорит о себе в “Я”-форме. 2 г. 1 м. 2 г. 10 м.
Говорит первое предложение из четырех слов на детском языке. 2 г. 2 м. 3 г.
Использует числительное два для обозначения нескольких предметов. 2 г. 3 м. 3 г. 2 м.
Использует слово “мне” или “тебе”. 2 г. 4 м. 3 г. 3 м.
Называет предметы на одной из тестовых картинок “С” во множественном числе. 2 г. 5 м. 3 г. 5 м.
Говорит первое осмысленное предложение из пяти слов на детском языке (не повтор). 2 г. 6 м. 3 г. 6 м.
Использует вопрос: “Почему?” (ответ не всегда нужен). 2 г. 7 м. 3 г. 8 м.
По просьбе взрослого повторяет одно из предложений, состоящих из пяти слов. 2 г. 8 м. 3 г. 9 м.
Говорит первое осмысленное предложение из шести слов на детском языке (не повтор). 2 г. 10 м. 4 г.
К двум прилагательным находит слова противоположные по значению (в контексте). 3 г. 4 г. 3 м.
Понимание речи
Ищет отца или мать, если спрашивают “папа” или “мама”. 8 м. 11 м.
Поворачивается, когда родители называют его имя. 8,5 м. 11,5 м.
Реагирует на похвалу или запреты. 9,5 г. 1 г. 0,5 м.
Выполняет просьбы “иди сюда” или “дай мне”. 10,5 м. 1 г. 2 м.
Если спрашивают, ищет предмет, с которым только что играл. 11 м. 1 г. 3 м.
В ответ на вопрос ищет еду, свою бутылочку или чашку. 1 г. 1 г. 4 м.
Правильно показывает или направляет взгляд на часть тела. 1 г. 1 м. 1 г. 5 м.
Понимает слово “открыть” и открывает банку. 1 г. 1,5 м. 1 г. 6 м.
Правильно показывает или направляет взгляд на две из четырех тестовых картинок “А” 1 г. 2 м. 1 г. 7 м.
Правильно показывает или направляет взгляд на свой живот (живот другого человека, живот куклы). 1 г. 3 м. 1 г. 8 м.
Выполняет просьбу “подними куклу, и положи ее на стол”. 1 г. 3,5 м. 1 г. 9 м.
Правильно показывает или направляет взгляд ни четыре из восьми тестовых картинок “А”. 1 г. 5 м. 1 г. 11 м.
Правильно показывает или направляет взгляд на три части тела. 1 г. 6 м. 2 г.
Правильно показывает или направляет взгляд на восемь из 12 тестовых картинок “А” (предъявляются три картинки одновременно с последующей заменой одной). 1 г. 7 м. 2 г. 1 м.
Понимает слово “холодный”, указывает на холодные предметы или называет их. 1 г. 8 м. 2 г. 3 м.
Понимает слово “большой”, в ответ на просьбу берет большой мяч (из двух). 1 г. 9 м. 2 г. 4 м.
Показывает или смотрит на свою руку. 1 г. 10 м. 2 г. 5 м.
Понимает слово “тяжелый”, показывает на тяжелый предмет. 1 г. 11 м. 2 г. 7 м.
Распознает два вида передвижения на тестовых картинках “А” (Птица, рыба – летит, плывет). 2 г. 2 г. 8 м.
Понимает два из четырех предлогов, наречий (на, под, рядом, за/позади). 2 г. 1 м. 2 г. 9 м.
Понимает два вопроса: “Что ты делаешь ложкой? (расческой, с чашкой)”. 2 г. 2 м. 2 г. 11 м.
Понимает слово “легкий”, берет легкий предмет. 2 г. 3 м. 3 г.
Понимает два вопроса из трех: “Что ты делаешь, когда ты устал? (голоден, грязный)”. 2 г. 4 м. 3 г. 1 м.
В ответ на вопрос, показывает свой подбородок. 2 г. 5 м. 3 г. 3 м.
Знает мальчик он или девочка. 2 г. 8 м. 3 г. 7 м.
Показывает дважды правильно на самую длинную из трех линий. 2 г. 10 м. 3 г. 9 м.
Социальное развитие
Может отклонять просьбы протестом. 8 м. 11 м.
В ответ на просьбу дает матери предмет. 9 м. 1 г. 0,5 м.
Имитирует один жест, например: хлопанье в ладоши или делает “пока-пока”. 10 м. 1 г. 1,5 м.
Ласкает куклу или мягкую игрушку. 11 м. 1 г. 2,5 м.
Катит мяч взрослому. 11,5 м. 1 г. 3,5 м.
Подражает видам домашней деятельности, например, вытиранию или подметанию. 1 г. 0,5 м. 1 г. 4,5 м.
Помогает убирать игрушки. 1 г. 1 м. 1 г. 5 м.
Иногда подходит с книгой с картинками, чтобы ее ему показали. 1 г. 2,5 м. 1 г. 7 м.
Выполняет простые поручения по дому. 1 г. 3 м. 1 г. 8 м.
Остается на короткий промежуток времени у знакомых (15 минут). 1 г. 4 м. 1 г. 9 м.
Сам выбрасывает мусор в мусорное ведро. 1 г. 5 м. 1 г. 11 м.
Охотно играет с ровесниками в догонялки. 1 г. 6 м. 2 г.
Спонтанно обхаживает куклу или мягкую игрушку (кормит, укладывает и т.д.). 1 г. 7 м. 2 г. 2 м.
Пробует утешить, если кто-то печален. 1 г. 8 м. 2 г. 3 м.
Вербально выражает чувства. 1 г. 11 м. 2 г. 7 м.
Выражает желание в “Я”-форме. 2 г. 1 м. 2 г. 10 м.
Придерживается правила игры: “один раз “Я”, один раз “Ты”!”. 2 г. 3 м. 3 г.
Самостоятельность
Стягивает шапку с головы. 7,5 м. 10,5 м.
Берет кусочки хлеба и съедает их. 8,5 м. 11 м.
Пьет из стакана, не проливая, если стакан держат. 9 м. 1 г.
При одевании пробует помочь собственными движениями. 10 м. 1 г. 1,5 м.
Сам снимает расстегнутые туфли. 11 м. 1 г. 3 м.
Сам держит стакан, когда пьет. 1 г. 1 г. 4,5 м.
Подводит наполненную ложку ко рту (пачкаться разрешается). 1 г. 1 м. 1 г. 6 м.
Иногда ест вилкой. 1 г. 2 м. 1 г. 7 м.
Самостоятельно пьет из чашки. 1 г. 2,5 м. 1 г. 8 м.
Трет руки под струей воды. 1 г. 3 м. 1 г. 9 м.
Ложкой съедает часть содержимого тарелки (испачкаться может). 1 г. 4 м. 1 г. 10 м.
Перемешивает чайной ложкой в наполненной на треть чашки, не проливает при этом жидкость через край. 1 г. 5 м. 1 г. 11 м.
Поверхностно вытирает руки полотенцем. 1 г. 6 м. 2 г. 1 м.
Снимает расстегнутую куртку. 1 г. 7 м. 2 г. 2 м.
Интересуется секрецией взрослых. 1 г. 8 м. 2 г. 3 м.
Съедает содержимое тарелки ложкой, испачкавшись совсем чуть-чуть. 1 г. 9 м. 2 г. 4 м.
Снимает нижнюю сорочку, без рукавов. 1 г. 10 м. 2 г. 6 м.
Надевает сапоги или туфли. 1 г. 11 м. 2 г. 7 м.
Надевает нижнюю сорочку, без рукавов. 2 г. 2 г. 7 м.
Моет руки с мылом и вытирает их полотенцем. 2 г.1 м. 2 г. 7 м.
Сам расстегивает большие пуговицы. 2 г. 2 м. 2 г. 11 м.
Иногда остается сухим в течение дня. 2 г. 3 м. 3 г. 1 м.
Остается сухим во время обеденного сна. 2 г. 4 м. 3 г. 2 м.
В течение дня, как правило, сух и чист. 2 г. 6 м. 3 г. 5 м.
Сам одевает брюки. 2 г. 7 м. 3 г. 6 м.
Как правило, сухой ночью. 2 г. 9 м. 3 г. 9 м.
Полностью одевается под руководством. 3 г. 4 г. 1 м.
Поделиться…

 

Добавить комментарий

Please log in using one of these methods to post your comment:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s