Нарушение обработки сенсорной информации (SPD)

Интервью с Люси Джейн Миллер (доктор медицины) и Сарой Шон (доктор наук, специалист по OT[1])

Приходилось ли вам срезать ярлычки со всей одежды вашего ребенка?

В нашем интервью речь пойдет о чрезмерной зрительной, слуховой, обонятельной и тактильной чувствительности.

Некоторые дети остро реагируют на определенные раздражители от природы, но иногда это нечто большее, чем просто повышенная чувствительность. Нарушение обработки сенсорной информации -это состояние, которое обычно ассоциируют с аутизмом, однако далеко не все дети с данным нарушением являются аутистами. Исследователи утверждают, что в той или иной мере такое нарушение присуще каждому шестому ребенку. Доктора Люси Джейн Миллер и Сара Шон из Фонда по нарушениям обработки сенсорной информации делятся с нами знаниями и опытом в этой сфере и заставляют по-новому посмотреть на это широко распространенное расстройство.

 

Лорел Моглен,

Редактор интернет-версии.

—————————————

[1]  OT — Occupational Therapy — терапия для развития навыков, необходимых для работы, повседневной и общественной жизни.

—————————————

Каков процент распространенности SPD среди детей в Америке?

 

Исследования выявили наличие SPD у 5-10% американских детей. А исследование, проведенное в 2004г. (специалисты Ан, Миллер, Милбергер, Макинтош), установило, что как минимум каждый двадцатый ребенок испытывает трудности в повседневной жизни из-за SPD. Результаты другого исследования, проведенного в 2009г. научной группой по нарушению обработки сенсорной информации (Бен-Сассон, Картер, Бриггс-Гавен), указывают на то, что у каждого 6-го ребенка наблюдаются симптомы   нарушения чувствительности, порой достаточно сильные, чтобы нарушить нормальное течение повседневной жизни.

Как и любое другое расстройство, нарушение обработки сенсорной информации может иметь разные степени тяжести. Хотя большинство из нас время от времени сталкиваются с трудностями в процессе обработки сенсорной информации, для людей с SPD эти трудности носят хронический характер и нарушают естественный ход повседневной жизни.

 

Жизнь с SPD

 

Нарушение обработки сенсорной информации -это состояние, которое характеризуется множеством симптомов и выражается в различных проявлениях. В большинстве случаев мы наблюдаем поведенческие, а не сенсорные реакции. Например, ребенок, слишком чувствительный к прикосновениям, может срываться на истерику ежедневно, одеваясь перед школой. Естественно, не каждый родитель заподозрит в этих истериках то или иное сенсорное нарушение. И даже после того, как ребенок уже оделся, он может испытывать дискомфорт в течение всего дня в школе, потому что его тело не может привыкнуть к постоянным прикосновениям штанов к ногам, или  рукавам, которые касаются рук.

Трудности в обработке ежедневных сенсорных импульсов могут создавать ряд проблем, включая все или некоторые из нижеперечисленных: неуклюжесть движений, поведенческие проблемы, беспокойство, депрессии, неуспеваемость в школе или социальная изоляция. Детей с SPD часто не понимают, ставят неверные диагнозы и подвергают жесткой дисциплине, потому что в большинстве случаев их действия трактуются как просто плохое поведение, а не нейрофизиологическая проблема.

 

Случается ли так, что симптомы SPD настолько слабо выражены, что диагностировать нарушение практически невозможно?  

 

Все мы обладаем определенной чувствительностью, и у каждого из нас свои особенные реакции на тот или иной раздражитель в зависимости от накопленного личного опыта. Например, многие люди предъявляют чрезмерные, на первый взгляд, требования к своему сенсорному окружению и могут быть ошибочно диагностированы как SPD. Однако на самом деле они просто осознанно организовали свою повседневную жизнь таким образом, чтобы минимизировать отрицательное влияние раздражающих их факторов. Например, я отрезаю все ярлычки со своей одежды, никогда не ношу шерсти и не хожу на концерты с громкой музыкой. Еженедельно я посещаю занятия йогой и избегаю мест с большим скоплением людей. Может быть, у меня SPD? Не исключено, однако мы стараемся не вешать ярлык нарушений на ребенка до тех пор, пока эти нарушения не сильно мешают его повседневной жизни. Именно такое отношения к проблеме и является тем критерием, который должен использоваться для определения нарушения.

 

Правда ли, что большинство детей с аутизмом также страдают от SPD?

 

Действительно, было обнаружено, что у большинства детей-аутистов также наблюдается SPD. Исследования показывают, что у 80-90% детей с аутизмом проявляются симптомы нарушения обработки сенсорной информации. Это осложняет дифференциальную диагностику, потому что в случаях, когда SPD выражено очень сильно, ребенку могут по ошибке поставить диагноз «аутизм». В таких случаях активное вмешательство может полностью изменить симптоматику в лучшую сторону и, как следствие, повлиять на выставляемый диагноз.

 

Входит ли нарушение обработки сенсорной информации в аутический спектр?

 

Хороший вопрос. В соответствии с описанием симптомов аутизма на сегодняшний день, SPD считается одним из нарушений, входящих в спектр. Конечно, существуют очень значительные вариации проявлений нарушения у разных детей. В наиболее сложных случаях SPD затрагивает множество сенсорных систем и значительно осложняет повседневную жизнь. Однако случается и так, что нарушение присутствует только в одной сенсорной области и не причиняет больших неудобств. Например, некоторые дети, не имеющие нарушений, обладают чрезмерной слуховой чувствительностью, поэтому они стараются избегать определенных мероприятий, сопровождающихся большим скоплением людей, а также посещений кафе, спортзалов, кинотеатров и т.д. Другие дети сверхчувствительны не только к звукам, но и прикосновениям, и им трудно высидеть урок в школе, потому что они ощущают непрерывное желание двигаться. Порой их двигательные навыки неуклюжи, и арсенал игровых движений ограничен, поэтому им непросто установить полноценные отношения с ровесниками.

 

Каковы наиболее эффективные меры по смягчению симптомов SPD?

 

Наиболее эффективным методом на сегодняшний день является терапия, помогающая развить навыки, необходимые для работы, а также повседневной и общественной жизни (Occupational Therapy, OT). Мы выступаем за модель интенсивной терапии, которую, например, предлагает Центр по Сенсорной Терапии и Исследованиям (STAR). Ее суть состоит в  мультидисциплинарной прогамме ОТ, основанной на исследованиях по теме. Программа включает в себя стратегии, основанные как на отношениях с окружающими, так и на собственной сенсорной сфере, а также подразумевает расширенное обучение родителей и службы родительской поддержки.

 

Такая терапия для детей с SPD обычно проводится в богатых сенсорными раздражителями местах, которые иногда называют «ОТ спортзалами». Во время занятий ОТ, специалист играет с ребенком в разные игры, которые осложнены ровно настолько, чтобы ребенку пришлось немного постараться, но непременно получить успешный результат.

 

Целью ОТ является помочь ребенку развить адекватные реакции на раздражители через активные, осмысленные занятия, игры, что поможет ему более функционально организовывать свое поведение. Со временем адекватные реакции выходят за пределы клиники в повседневную жизнь ребенка дома, в школе и т.д. Таким образом, эффективная ОТ позволяет детям с SPD принимать участие в обычных видах деятельности, например, играть с друзьями, с удовольствием ходить в школу, кушать, одеваться и спать.

 

Фонд по Нарушениям Сенсорной Обработки Информации опубликовал результаты первого клинического исследования, организованного по принципу случайной выборки, на предмет эффективности ОТ для детей с SPD (Миллер и др., 2007г.). В этом предварительном исследовании мы сравнили три следующие среды при работе с SPD: ОТ, основанная на сенсорном подходе; протокол деятельности; отсутствие лечения. В результате ОТ, основанная на сенсорном подходе, оказалась значительно эффективней двух остальных подходов. Отдельно стоит отметить, что в результате применения выше указанной ОТ у детей повысилась концентрация внимания, улучшилось социальное поведение, и в целом они достигли лучших показателей по поставленным целям.

 

С тех пор более тысячи детей приняли участие в интенсивной программе Центра STAR, которая была улучшена и расширена. На сегодняшний день мы имеем впечатляющие предварительные заключения, которые позволяют нам наблюдать значительные изменения в саморегуляции ребенка, участии в общественной жизни, уверенности в себе, самооценке и успехах в школе.  Также есть данные, по которым дети, прошедшие курс OT по программе Центра STAR, демонстрируют показатели электроэнцефалограммы, практически ничем не отличающиеся от показателей обычно развивающегося ребенка.

 

SPD — это на всю жизнь?

 

Мозг человека достаточно гибок, т.е. подвержен изменениям в течение жизни, поэтому SPD не обязательно будет беспокоить всю жизнь. ОТ является эффективным вмешательством, помогающим ребенку систематизировать и трактовать сенсорную информацию, которую он получает каждый день. В сочетании с созданием нового «сенсорного стиля восприятия», который включает в себя виды деятельности, направленные на коррекцию нарушений с учетом индивидуальных сенсорных особенностей каждого ребенка, OT помогает ребенку жить насыщенной счастливой жизнью.

 

—————————————————

Люси Джейн Миллер, доктор медицины, в 1979 основала Фонд по Нарушениями Обработки Сенсорной Информации (http://www.sinetwork.org/) и с тех пор является его исполнительным директором. Последние 35 лет она посвятила исследованию и коррекции нарушений обработки сенсорной информации. На ее счету множество публикаций по теме, в том числе более 50-ти статей в реферирумых журналах. Ее книга «Сверхчувствительные дети: надежда и помощь детям с нарушением сенсорной обработки информации (SPD)»  (Sensational Kids: Hope and Help for Children with Sensory Processing Disorder) стала основным источником информации по данному расстройству. Ее последняя книга «Больше не СЕКРЕТ: Уникальные практические стратегии для детей с с сенсорными или двигательными нарушениями» (No Longer A SECRET: Unique Common Sense Strategies for Children with Sensory or Motor Challenges) предлагает практические рекомендации по вопросу что делать в конкретных ситуациях с детьми, имеющими проблемы в сенсорной сфере.

 

Сара Шон, доктор наук, специалист по ОТ. Занимает должность заместителя директора по исследованиям в Фонде по нарушениям обработки сенсорной информации. Сара является практикующим специалистом по ОТ с 28-летним опытом клинических экспериментов и степенью Доктора по ОТ, присужденной ей в 2001г. Нью-Йоркским университетом. Доктор Шон имеет большой опыт работы в области сенсорно-интегративной терапии и клинической экспертизы младенцев и детей дошкольного возраста с  регулятивными нарушениями; детей с нарушениями сенсорной обработки информации, расстройствами аутического спектра и синдромом гиперактивности с дефицитом внимания.

 

Источник: http://www.themotherco.com/2012/04/sensory-processing-disorder/

Перевод Фартушной Е.А.

взято в группе Центр проблем аутизма http://www.facebook.com/groups/284796011532209/doc/429039453774530/

Об авторе Л.Н.

Президент Ассоциации специалистов сенсорной интеграции Меня зовут Ененкова Любовь Николаевна,на форумах,посвященных проблемам развития детей с ASD (аутичный спектр развития), мои посты всегда идут под ником Л.Н.
Запись опубликована в рубрике Сенсорика аутистов., Сенсорная дезинтеграция. с метками , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Please log in using one of these methods to post your comment:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s