Чувство осязания.

Чувство осязания связано не только с кончиками наших пальцев, но со всей поверхностью нашего тела. В то время как младенец учится обращаться со всеми ощущениями, которые он получает через свою кожу, он постепенно учится познавать свое тело. Поскольку ручки находятся в поле его зрения, сначала он учится в процессе прикосновения. Педиатр Джойс Хениг рассказывает, как родители могут сопровождать развитие этого неповторимого органа чувств. 

Йоргу уже два года. Если наблюдать за ним, то прежде всего бросается в глаза его довольно большая бесформенная голова. К ней как бы приставлено неуклюжее тельце. Он спотыкается о свои собственные ноги. И если он хочет взять со стола чашку с молоком, то промахивается и хватает возле неё. Его взгляд всегда удивленный и несколько недоверчивый. Когда его с любовью берут на руки, он царапает лицо. Создается ощущение, что он не чувствует свою головку, и ему больно, если его хотят коснуться.

Игры на осязание.
Йорг много сидит, его трудно заставить двигаться. То, что его ножки являются частью его тела и ими можно воспользоваться, например, для большей уверенности ощупать пол под ногами, он еще не сознает. Это можно изменить, если он лучше познакомится со своим телом. Для этого он должен развить чувство осязания — чувство, посредством которого воспринимают границы собственного тела и которое распространено по всей коже. Глядя на Йорга, создается впечатление, что все возникающие ощущения сосредоточились в его голове, и она вследствие этого стала сверхчувствительной.
У Йорга красивая, но, как правило, слишком тесная одежда. Даже его ботиночки немного малы, чего он сам не замечает и потому не протестует против этого. Первое, что я посоветовала родителям, — купить мальчику одежду большего размера, чтобы она не стесняла его движений. Мы также начали простые игры, в которых прежде участвовали его ноги и стопы. Мы ставили его ножки, чередуя, в таз с холодной и теплой водой, в таз с песком и в таз с галькой. Таким образом, он получал различные восприятия, а также уверенность, что его ножки принадлежат ему и что он может ощупывать всевозможные вещи.
Я расспросила о его режиме дня, поскольку в развитии чувства осязания большую роль играет ритм. Если у ребенка ясное различение дня и ночи, то он может «ощупывать» день и свои биологические часы установить в соответствии с ним. Родители Йорга воодушевились от воздействия, которое эти меры оказали на их сына. Они заметили, что он вдруг стал лучше хватать многие вещи. Это не удивительно, поскольку ребенок стал лучше ощущать окружающий мир. Он начал вплоть до пальчиков ног присутствовать в своем теле как дома и получил возможность общаться с миром. Ребенок должен иметь твердую почву под ногами, чтобы уверенно вступить в жизнь.

Объятия и касания.
Младенец не может учиться познавать мир, пока находится в утробе матери. Этот процесс начинается лишь при рождении, когда он из околоплодных вод входит во внешний мир с его силой тяготения. Задача родителей — стать посредниками для своего малыша в переживании своего тела. Чувство осязания является при этом важнейшим инструментом. Только благодаря тому, что младенец снова и снова самопроизвольно касается чего-то, он развивает уверенность в том, что его тело действительно принадлежит ему. В первую неделю жизни младенец, в поле зрения которого вдруг попадают ручки, еще не знает,что эти ручки принадлежать ему. Лишь когда мы касаемся его, когда он сам хватает что-либо или случайно ударяется о перекладину кроватки, постепенно пробуждается такое осознание. Чувство осязания развивается, когда мы заботимся о малыше, ласкаем его, берем на руки, поглаживаем, щекочем подошвы ног, дотрагиваемся до кончиков пальцев на ногах или играем, например, в «сорока-белобока…».
Младенцам это прекрасно помогает почувствовать свое тело. Многие младенцы подползают к изголовью или ложатся поперек колыбели, чтобы головой или ногами касаться стенок. Это делается для того, чтобы через противодействие в соприкосновении чувствовать, где начинается и кончается их тело. При ежедневном уходе за ребенком предоставляется много возможностей естественным образом познакомить малыша с его телом. Короткие песенки-игры используются для того, чтобы коснуться ножек , кончиков пальцев на ногах, щечек, подбородка. Когда ребенок в этом бережном процессе ощупывания и переживания учится узнавать свое тело, тогда он также чувствует себя в нем как дома.
Этот процесс продолжается не несколько месяцев, а несколько лет. Если к школьному возрасту пробуждено осознание своего тела как надежного дома, то ребенок может стоять на собственных ногах. Тогда его самоощущение будет не так легко колебаться, ведь ребенок, который уютно чувствует себя внутри своей кожи, может уверенно прорабатывать впечатления извне.

Открытость и ранимость.
Если, однако, ребенок очень чувствителен и открыт впечатлениям внешнего мира, тогда ему с трудом удается почувствовать себя уютно в собственном теле. Тогда надо проявить к чувству осязания особое внимание, чтобы помочь ребенку защититься от раздражений, которые из-за его «тонкокожести» воздействуют на него особенно сильно. Это происходит, например, у Бориса.
Борис — очаровательный трехлетний мальчик. У него светлая нежная кода и большие темно-голубые глаза. Он ко всему прислушивается, все разглядывает, все нюхает. Когда на прием ко мне приходит новый ребенок, я всегда стараюсь сделаться немного меньше, поэтому приветствуя ребенка, иду приседая. Борис же тотчас отворачивается от меня. Он пугается прикосновений. Для меня это сигнал, что я должна приближаться к этому ребенку очень осторожно.

Втирание масел рекомендуется всегда, когда ребенок особенно нуждается в защите от впечатлений

Я замечаю, что он особенно пугается ощущений спереди. Итак, я встаю сбоку от него. Это нравится ему больше. Он как маленький краб, который предпочитает ко всему очень осторожно приближаться боком.
Мать Бориса озабочена тем, что её ребенок очень пуглив и плохо спит. Она сама страдает от страхов и знает, что это плохая предпосылка для защиты от страхов Бориса. Чтобы подарить ему нечто особенное, она все еще кормит грудью. По ночам Борису позволено лежать в постели с родителями, его мать поглаживает его каждый вечер больше часа, пока он не уснет. Но тем самым она лишает Бориса возможности открыть для себя, что его тело — замкнутое целое , которое принадлежит только ему. Именно это так необходимо Борису. Тот кто не отваживается уединиться в своем собственном теле, так как слишком незащищен и открыт, не может и заснуть. Борису необходимо получить от своих родителей противоположное тому, что они делают. Он хочет, чтобы они ему сказали: тут твоя кроватка, тут хорошо и тепло, тут ты можешь уверенно быть наедине с самим собой, а мы будем помогать тебе, чтобы ты смог это пережить.

Втирание масел для кожи.
В подобных случаях, а также у новорожденных, которые пугаются шорохов и движений, либо у детей, легко выходящих из себя в дни рождения или во время других событий, выпадающих из обычного ритма дня, мы можем помочь, если ежедневно утром и вечером будет натирать ребенка с головы до ног теплым маслом, например, Детским маслом с календулой WELEDA или Лавандовым маслом WELEDA. Собственно втирание масел рекомендуется всегда, когда ребенок особенно нуждается в защите от впечатлений. Масла действуют целительно двояким образом. Во-первых, натирая живот, спину, колени, пальчики ног, каждый участок маленького тела маслом, мы как бы одеваем ребенка в особое, точно подходящее ему платье. После этого ребенок чувствует периферию своего тела. Во-вторых, мы даем ребенку почувствовать тепло. Мы как бы говорим ему: «Твое милое тельце я делаю красивым и теплым, поскольку ты сам еще не можешь это хорошо сделать. Только когда оно теплое, ты можешь себя в нем чувствовать уверенно.»

Уважение и границы.
Ежедневные и само собой разумеющиеся встречи ребенка со своим собственным телом происходят естественно, благодаря тому, что ребенка берут на руки, его ласкают, поглаживают. Если же это происходит слишком часто и интенсивно, то это может воспрепятствовать ощущениям, которые ребенок начинает развивать по отношению к свои собственным телесным границам. При нормальном развитии, когда ребенок становится старше, он «добывает» нежности, когда они ему нужны. Когда ему достаточно, он спрыгивает с колен и продолжает играть. Естественно, что своего ребенка берут на руки, но необходимо свои собственные чувства привесит в соответствие с тем, что действительно необходимо ребенку.
Аналогично в просьбой «дай поцеловать». Если ребенок отказывается поцеловать тетю, бабушку или соседку, то это заслуживает понимания.
Хорошо развитое чувство осязания в конечном итоге приводит к тому, что ребенок различает, что ему подходит, а что нет. Он учится уважать свои собственные границы и границы других. Тем самым он развивает свой иммунитет, вытсраивает взаимоотношения с окружающим миром.
http://waldorf-ru.livejournal.com

Добавить комментарий

Please log in using one of these methods to post your comment:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s