Применение элементов сенсорной интеграции в работе специалистов медико-социального учреждения

Степанова О.В.

ГУ Психоневрологическое МСУ для детей Карагандинской области, Казахстан

Одним из основных принципов государственной политики Республики Казахстан в области образования является равенство прав всех на получение качественного образования. [1]

Гарантии права детей с ограниченными возможностями рассматривается как компонент социальной инфраструктуры общества и является одним из приоритетных  направлений  индустриально — инновационного и социально — экономического развития страны. Это своевременно нашло отражение в Конституции Республики Казахстан, Законах Республики Казахстан « О правах ребенка в Республике Казахстан», «Об образовании», « О социальной и медико-педагогической  коррекционной  поддержке детей с ограниченными возможностями», «О социальной защите инвалидов в Республике Казахстан», «О специальных социальных услугах».

Для образования детей с ограниченными возможностями оптимальным вариантом является совершенствование сети специальных коррекционных организаций. Так, в апреле 2011 года в г. Караганда на базе Психоневрологического медико-социального учреждения для детей Карагандинской области открылось дневное отделение для детей, воспитывающихся в семьях.

Медико-социальное учреждение (МСУ) посещают дети в возрасте от 2-х до 18 лет с различными диагнозами. Специалисты: дефектологи, психолог, музыкальный работник, логопед, инструкторы по труду, учитель физкультуры и др. после обследования составляют индивидуальную образовательную программу для каждого ребенка, по которой работают в течение цикла пребывания ребенка в МСУ.

Часто ребенок без каких-либо проблем со стороны органов чувств, а также без двигательных расстройств демонстрирует поведение, которое свидетельствует о трудностях переработки поступающей информации, ее соотнесения с предыдущим опытом и формирования ответных реакций. Речь идет о различных видах нарушения сенсорной интеграции (сенсорная защита, снижение реагирования, избегание передвижений и т.д.). Поведенческие проявления могут носить самый различный характер: ребенок может закрывать уши от громких звуков, которые другими людьми переносятся вполне нормально; избегать твердой пищи; бояться ходить по лестнице, в то время как в своей квартире он может быть вполне ловок; обнаруживать удивительную нечувствительность к боли, разговаривать. Нередко в качестве вторичных нарушений у него развиваются различные эмоциональные расстройства, в частности, проявления аутистического характера.

Сенсорная интеграция – это обработка поступающих от органов чувств ощущений, их структурирование и упорядочивание получаемой таким образом информации для последующего адекватного ответа. То есть, все, что мы получаем от органов чувств, поступает в мозг, обрабатывается там, выдается нам в виде некоторого знания о предмете – что же это такое, какими свойствами оно обладает и насколько опасно для организма или напротив полезно. Чем правильнее работают сенсорные системы, тем больше достаточной информации получает мозг и выдает больше адекватных ответов.

Сенсорная интеграция питает мозг нужными знаниями, без которых мы не сможем адекватно оценивать ситуацию. Знания эти получаются из испытываемых нами ощущений.  Есть еще вестибулярная система, говорящая о силе тяжести и равновесии тела, положении головы, проприоцептивная система – положение тела, его движения и висцеральная система, дающая информацию о том, что происходит внутри тела. Если по каким-то причинам интеграция слабая, и мозг не может получить достаточное количество знаний и дать адекватный ответ, это может привести к проблемам в жизни. Все, что большинству здоровых людей дается легко и непринужденно, для человека с нарушенной сенсорной интеграцией, может оказаться непосильной задачей или сильно усложнит ее выполнение.

«Сенсорная интеграция представляет собой упорядочивание ощущений, которые потом будут как-либо использованы», «Не получая понятных сообщений от рук и глаз, ребенок выполняет различные действия хуже, чем можно было бы ожидать: например плохо режет бумагу ножницами», «..гиперактивность и повышенная отвлекаемость нередко является первым признаком сенсорной дисфункции, который замечают родители», «Гиперактивный ребенок прыгает по всему классу не потому, что этого хочет, а потому, что его мозг выходит из-под контроля». [2]

Э.Джин Айрес утверждает, что если малыш орудует левой и правой попеременно – это можно было бы назвать амбидекстрией, но если фактически ни одна из рук «мастерством» и ловкостью не отличается – это не так. Нет специализации полушарий и такая ситуация влияет на речь, чтение и письмо. Предположительно, в данном случае у такого ребенка есть вестибулярно-билатеральные расстройства и затруднено сообщение между полушариями мозга.[3]

Многие занятия по сенсорной интеграции есть и в теоретическом и практическом курсе  логопеда-дефектолога –  «классики», скакалка, игра с мячом, а еще связь движений и слов, упражнения с движением, пальчиковая гимнастика, пальчиковый массаж, рисование и выполнение движений двумя руками одновременно, которые специалисты успешно применяют. Большое значение в развитии детей имеет занятие музыкой, ритмикой, хореографией.  Дети с удовольствием посещают музыкальные занятия, на них раскрываются даже те, кто раньше ни как не реагировал на музыку, звуки и т.д.

Если у ребенка ведущими являются вестибулярно-билатеральные расстройства (нарушение прохождения сигналов от вестибулярной деятельности). А так как вестибулярная система – главный помощник мозга в обработки услышанной информации, то речь развивается медленнее. Рекомендованы занятия: подвижные игры – прыжки со скакалкой, плавание, игры в которых нужно удерживать равновесие (велосипед, самокат, коньки и др.), игра с мячом, раскачивание, скольжение, игры лежа на животе с опорой на локти, кидание предметов, теннис и прочее, чем успешно занимается учитель физкультуры.

Если у ребенка повышенная тактильная чувствительность и он избегает многих текстур: липкого, сыпучего и пр. Проблемы с едой тоже из этой серии. Предлагая, по мере сил, задания с использованием различных материалов,  шаг за шагом, ребенок учится справляться с поставленными перед ним задачами. Есть результаты, когда дети начали рисовать на песке (песочная терапия), манке.  Далее, они стали нуждаться в тактильных ощущениях, погружать руки в песок, крупы, чего раньше вообще не наблюдалось из-за гиперактивности, тактильной гиперчувствительности. А через время таких занятий дети лепят, наклеивают аппликации, берут в руки карандаш, краски и др. чего долго и упорно  избегали. Дети научились под руководством педагогов делать картины из круп, ниток и бисера, лепить из глины. Так же у нас есть опыт применения иппотерапии, что очень полезно при вестибулярно-билатеральных расстройствах.

Исключение – дети с аутизмом, у которых «система хотения» блокирована и приходится любой новый вид деятельности вводить через протест. Впоследствии, этот вид деятельности уже будет приносить такому ребенку удовольствие и безусловную пользу. Ребенок постепенно учится интерпретировать сенсорные отклики и адаптироваться на новых и новых, более совершенных уровнях. Так, малыш сначала слышит разрозненный набор звуков. Затем, вместе с чувством ритма приходит кратковременная память и возможность организовать звуки в последовательность. Он учится воспринимать несколько звуков одновременно и распознавать откуда исходит каждый. Учится издавать их сам, слышать что получилось и подстраиваться. И вот уже он может что-то говорить и ритмично отстукивать звуки.  Иногда же по разным причинам ребенок может не научиться или научиться неправильно, тогда интеграция помогает  понять суть проблем, дает приемы для облегчения жизни на текущий момент и приемы для коррекции.

Взрослые могут не осознавать причин рассеянности, раздражительности и мигреней. Они могут просто знать приемы приведения в чувство: массаж или передвигание тяжестей, определенные запахи или музыка, сенсорная комната — по сути приемы увеличения-уменьшения сенсорных воздействий. Специалистам важно уметь увидеть за вторичными эмоциональными, поведенческими особенностями первичное нарушение. Одна из основных задач работы с детьми с сенсорно-интегративными дисфункциями состоит в том, чтобы сформировать у ребенка способность осознавать свой, прежде всего, телесный опыт и научить его реагировать адекватным образом на те или иные ситуации.

В наше время проблема сенсорной интеграции у детей стоит особенно остро. Мы часто, сами того не замечая, вызываем у детей сенсорные перегрузки зрения-слуха и сенсорный голод всего остального. Примерами могут послужить телевизор и компьютер. Возможно, материалы о сенсорной интеграции помогут разобраться и подобрать.

Литература:

1. Состояние и перспективы инклюзивного образования в Казахстане// материалы международной научно-практической конференции «Инклюзивное образование: совершенствование реализации образовательной политики».

2. Э. Джин Айрес. Ребенок и сенсорная интеграция. Понимание скрытых проблем развития, Москва, 2009 год

3. http://forum.alalia.ru/topic.php?id=150

Об авторе Л.Н.

Президент Ассоциации специалистов сенсорной интеграции Меня зовут Ененкова Любовь Николаевна,на форумах,посвященных проблемам развития детей с ASD (аутичный спектр развития), мои посты всегда идут под ником Л.Н.
Запись опубликована в рубрике Сенсорная дезинтеграция. с метками , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Please log in using one of these methods to post your comment:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s