ОЦЕНКА ПСИХОМОТОРНОГО РАЗВИТИЯ

(диагностические задания Н. И. Озерецкого, М. О. Гуревича)

Оценка одновременности движений » одновременно, вытянув две руки перед грудью, сжимать одну и разжимать другую.

Оценка динамической координации верхних конечностей

  • бросить мяч в цель с закрытыми глазами. Отклонение направления движения мяча не должно быть при этом более 50 см.

Оценка динамической координации нижних конечностей

  • преодолеть расстояние 5 м прыжками на одной ноге, продвигая перед собой носком ноги коробок спичек.
    Отклонение направления движения не должно быть при этом более 50 см.
  • совершить прыжок на 3600 с сомкнутыми ступнями и руками, расположенными на поясе, из исходного положения, без потери равновесия

Оценка статического равновесия (по Н. А. Бернштейну)

  • сохранить равновесие в течение не менее 6-8 с (средний уровень, удовлетворительный результат) в позе «аист»
  • стоя на одной ноге, другую согнуть в колене так, чтобы ступня касалась коленного сустава опорной ноги, руки на поясе. Бедро отведено кнаружи. Ребенок должен сохранять равновесие и не допускать дрожания конечностей

Оценка быстроты движений при ведущей проприоцептивной афферентации

  • провести линии карандашом между линейками листа за 1 минуту;
  • » в спичечной коробке лежат по 12 белых и красных палочек. Их по команде выбрасывают на стол, затем 12 красных палочек раскладывают точно по чёрным линиям, начертанным на белом картоне;

Оценка мелкой моторики рук
выполнение поочередно каждой рукой следующих движений:

  • вытянуть вперед второй и пятый пальцы («коза»), второй и третий пальцы («ножницы»), сделать «кольцо» из первого и каждого следующего пальца;
  • координация движений обеих рук «кулак — ладонь»: руки лежат на столе, причем одна кисть сжата в кулак, другая — с распрямленными пальцами. Одновременное изменение положения обеих кистей, распрямляя одну и сжимая другую;

Кинестетический праксис

  • Указательный палец вперёд, остальные пальцы сжаты в кулак;
  • Мизинец вперёд, остальные — в кулак;
  • Кольцо из пальцев рук: 1-2,1-3, 1-4,1-5;

Оральный праксис

  • Улыбка (растянуть губы в улыбке)
  • Трубочка (сложить губы в «трубочку»)
  • Надувание щёк (глубоко вдохнуть воздух и задержать дыхание)

Тесты зрительно-моторной координации

  • срисовывание простых геометрических фигур, пересекающихся линий, букв, цифр с соблюдением пропорций, соотношения штрихов;
  • движение в заданном направление по схеме;
  • выполнение графической пробы на слух (методика Д. Б. Эльконина), штрихование нарисованного предмета;
  • используется методика «Вырежь фигуры» Р. С. Немова;

Оценка умения выполнять движения и владения частями тела

  • по показу — ребёнок выполняет движения, следуя за показом педагога;
  • по сигналу — педагог показывает ряд движений, которые ребёнку необходимо повторить после окончания комплекса;
  • придумай движение — ребёнку предлагается самому придумать ряд движений и показать их;

Оценка артикуляции и интонирования

  • прочитать выразительно наизусть стихотворение или по книге отрывок, небольшой рассказ;
  • повторить за педагогом небольшую чистоговорку;

Оценка тактильных ощущений

  • узнавание знакомых предметов на ощупь (расческа, зубная щетка, ластик, ложка, ключ) правой и левой рукой попеременно;
  • узнавание на ощупь объемных (шар, куб) и плоскостных (квадрат, треугольник, круг, прямоугольник) геометрических фигур.

ОЦЕНКА ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЙ:

Оценку выполнения задания разработала сама. По 10-бальной шкале удобнее прослеживать динамику развития.
Все данные заносятся в таблицу, которая строится сразу на период: учебный год.
Обследование провожу дважды: в начале и в конце учебного года.

Выполнение любого задания оценивается 10 балльной шкале:

9-10 баллов— Ребенок понимает словесную инструкцию взрослого с первого раза. Выполняет задание самостоятельно и правильно, полностью следуя инструкции. Не допускает при этом ошибки, проявляет заинтересованность в работе, которая сохраняется на протяжении времени выполнения задания. Правильно и полно объясняет задание.

7-8 баллов— Ребенок понимает словесную инструкцию взрослого. Выполняет задание самостоятельно и правильно, следуя инструкции. Правильно, но кратко объясняя его, допуская иногда незначительные ошибки. Допускается единичное повторение инструкции педагогом.

5-6 баллов— Ребенок самостоятельно выполняет только легкий вариант задания. Если имеются умеренные трудности, требуется помощь разного объема, при выполнении основного задания и комментировании действий;

3-4 балла — Словесную инструкцию ребёнок понимает только после многократных повторений. Задание выполняется с трудом при оказании помощи или наглядном показе. Ребёнок испытывает затруднения в комментарии своих действий.

1-2 балла— Словесную инструкцию ребёнок понимает с большим трудом, легче усваивает после наглядного показа на аналогичном материале. Задание выполняется с большим количеством ошибок или учащийся совсем не справляется с заданием. Испытывает значительные затруднения или совсем не справляется в комментировании своих действий. Помощь взрослого используется редко или вообще не использует.

Коррекционные занятия проводятся со всеми учениками. Группы формируются относительно баллов, полученных за выполнение заданий, с учётом возможностей, имеющихся у данной категории детей.

 


Об авторе Л.Н.

Президент Ассоциации специалистов сенсорной интеграции Меня зовут Ененкова Любовь Николаевна,на форумах,посвященных проблемам развития детей с ASD (аутичный спектр развития), мои посты всегда идут под ником Л.Н.
Запись опубликована в рубрике психомоторика с метками , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Please log in using one of these methods to post your comment:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s