Психомоторика.Занятия в зале.

П. Сансон

Психопедагогика и аутизм: опыт работы с детьми и взрослыми

Занятия в зале

Первая задача специалиста по психомоторике — помочь ре-
бенку найти ориентиры в пространстве, понять, что такое

«верх-низ», «право-лево», «перед-зад». Эта работа дополняет
то, что делается на уроке, потому что там тоже изучают эти
понятия, но специалист по психомоторике делает это посред-
ством телесных движений. Чтобы этим заниматься, необяза-
тельно иметь диплом специалиста по психомоторике. Любой
воспитатель может заниматься отработкой этих понятий с
детьми: он должен с ними просто играть, например просить
детей забираться на стул, пролезать под столом, становиться
рядом с другим ребенком или перед ним.

Инструменты, которыми пользуются наши специалисты
по психомоторике, используются в Центре лечебной педаго-
гики и наверняка в ваших учреждениях тоже. Я говорю об
играх с большими мячами, с которыми можно проводить уп-
ражнения по релаксации, помогая детям выпрямляться на
мячах, качаться на них, а также переносить мячи, бросать их,
постепенно увеличивая дистанцию броска. Мы предлагаем
детям различные упражнения по преодолению препятствий:
им нужно пролезть под каким-либо предметом или перелезть
через него, пройти по «дорожке», нарисованной мелом, пой-
мать или бросить мяч. При этом мы их ативно поддержива-
ем словами. Все эти упражнения помогают детям осознать по-
ложение своего тела в пространстве.

Интересно отметить, что все упражнения делаются в мед-
ленном темпе, и это позволяет детям действительно осознать
то, что они делают. Они могли бы сделать какое-то упражне-
ние гораздо быстрее, но я думаю, что тогда оно не имело бы
такого же значения для ребенка. Например, иногда можно
увидеть, что ребенок проявляет осторожность при выполне-
нии любого упражнения, если темп быстрый. Важно также
отметить, что во время занятий по психомоторике между ре-
бенком и специалистом складываются доверительные отно-
шения.

Специалисту по психомоторике очень помогают знание
того, как в сознании ребенка формируется образ своего тела.
Исходя из этих знаний, он предлагает ребенку игры и упраж-

нения, соответствующие стадии его развития. Он помогает
ребенку понять, является ли он левшой или правшой, пото-
му что очень часто дети с аутизмом этого не различают. Бы-
вает, что дети лучше владеют правой рукой, но левой ногой,
и левый глаз у них видит лучше. При совершении какого-либо
действия им бывает трудно все это объединить. Чтобы все это
выявить, нужен взгляд профессионала.

Психомоторная работа проводится в специальном поме-
щении, потому что нам требуется различное оборудование:
мячи, лесенки и т.д. Но то же самое можно делать и в обыден-
ной жизни, во время игр, например на прогулке.

Занятия психомоторикой — это еще и работа по расслаб-
лению, так как многие дети постоянно находятся в напряже-
нии. Эта работа проводится в специальных помещениях, спо-
койных и достаточно защищенных, с приглушенным светом
и толстыми коврами, очень удобными для расслабления. Не-
сколько лет назад мы начали заниматься с детьми йогой, а так-
же работать с голосом — дети говорят «а-а-а-а-а» и бьют себя
в грудь. Кроме этого воспитатель или специалист по психо-
моторике делают детям массаж, который начинается с паль-
цев ног и рук. Дети учатся сами делать себе массаж, и, может
быть, они даже смогут делать его друг другу.

Обычно вначале нет никакого музыкального сопровож-
дения, чтобы дети сконцентрировались на том, что они дела-
ют, и чтобы они не переключались на ощущения, связанные
с музыкой.

Как и во время любого занятия, мы обязательно отмеча-
ем его начало и конец. Например, в конце занятия мы поем
песенку и вместе с детьми наводим порядок в помещении и
все убираем.

Специалисты выделяют два вида моторики. Мелкая мо-
торика включает в себя точные мелкие движения пальцев рук.
Работа над мелкой моторикой состоит в обучении детей брать
что-то щепоткой, держать карандаш или вставлять нитку в
иголку… Общая моторика касается человеческого организма

в целом, то есть и его расположения в пространстве, в том
числе его местоположения относительно другого человека.
Работа начинается с усвоения основных понятий, то есть с
поиска ориентиров, о чем я говорил выше. Мы работаем так-
же над равновесием с помощью упражнений, которые вы так-
же наверняка предлагаете детям. Это — ходьба по скамейке
или по бревну, прыжки на одной или на двух ногах, ходьба на
четвереньках, то есть все то, что может делать обычный ма-
ленький ребенок. Трудность в работе с нашими детьми состо-
ит в том, что очень часто они могут выполнять все эти движе-
ния естественно, не задумываясь, но когда мы просим их сде-
лать то же самое движение и подумать об этом, т.е. осознать,
что они сейчас делают, это оказывается невозможным.

У нас есть маленький очень подвижный мальчик, кото-
рый мог совершать самые разнообразные движения: запрыги-
вать на скамейку, бежать по ней, спрыгивать с нее, но когда его
попросили встать перед этой же скамьей, влезть на нее, прой-
ти и спрыгнуть, он не смог этого сделать. Он испугался, ему
потребовалось помощь, и если бы ему не дали руку, он бы упал,
потому что в этот момент он осознал опасность ситуации.

Многие дети рискуют, взбираясь, например, на подокон-
ник. Я знаю одного человека, который совершенно спокойно
забирается на крышу по водосточным трубам. Когда они всё
это делают, то не подвергают себя большой опасности, так как
не осознают ее. Но сама по себе ситуация опасна. Поскольку
все это происходит естественным образом, обычно это закан-
чивается хорошо. Но если попросишь этого же человека сде-
лать то же самое, он этого не сделает. В данном случае психо-
моторная работа заключается в том, чтобы помочь ребенку
осознать то, что он делает. Это возможно благодаря разным
интерактивным играм: можно бросать друг другу мяч и учить-
ся ловить его. Вы знаете, что некоторым аутичным детям это
довольно сложно — многие не могут расстаться с мячом, и
первым этапом в работе будет научить их просто передавать
мяч другому и лишь затем бросать его немного дальше. Воз-

можность осознать свои действия появляется также у ребен-
ка во время игр с перемещениями. Например, воспитатели
вырезают из бумаги следы ног. Можно придумывать игры с
выстраиванием этих следов и дальше усложнять эти упражне-
ния. Можно определять точки начала пути, остановки, и вво-
дить какие-нибудь интересные детали. Например, можно сде-
лать следы разного цвета и установить, например, следующие
правила: когда подходишь к красному следу, надо подпрыг-
нуть, а если к черному — встать на четвереньки. Весь смысл в
том, чтобы научить ребенка понимать, что происходит вок-
руг, и принимать решения, соответствующие ситуации.

 

Добавить комментарий

Please log in using one of these methods to post your comment:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s