Развитие сознательных движений и как можно помочь

Введние


В этой секции развитие произвольных движений будет рассмотрено вместе со стратегиями помощи детям, которые отстают в приобретении упоминаемых навыков. Ребенок рождается с очень небольшим контролем над собственным телом. Чуть позже он научится владеть  собственным телом под воздействием силы тяжести, постепенно учится стабилизировать его  и контролировать движения.

У детей после 2-х лет начинается развиваться контроль в новом аспекте. Левая и правая сторона становятся управляемы двумя противоположными частями мозга: левая часть – правой частью мозга, а правая часть – левой частью мозга. У нашего тела есть воображаемая  средняя линия, которая делит нас на две половины (Рис. 4.1). Организация движений вокруг этой средней линии жизненно необходима чтобы научиться различным физическим действиям. Где-то с 18 месяцев до 6 лет мы развили эти навыки. Многие из этих центров стабилизируют туловище и тренируют обе руки, что необходимо при выполнении таких сложных задач как еда при помощи ложки, открывание двери, застегивание пуговиц, наливание, письмо. Все эти сложные задания выполняются очень четко и точно, если одна рука становится очень натренированной в исполнении заданий требующих быстроты рук и координации, то вторая помогает поддерживать вещи стабильно и несет вес. Этот процесс называется разработка  предпочтения в использовании руки. У большинства людей это правая рука, левая рука берет на себя сопроводительную роль.

В 6 лет у большей части детей основная часть моторики уже оформилась и ребенок может сосредоточить свои усилия на использовании контроля над его телом чтобы научиться таким навыкам как письмо, танцы, или спортивным навыкам таким как футбол и теннис. Последним обычно приобретается более комплексный навык – вождение автомобиля. Наиболее комплексные навыки, которые мы приобретаем – это разговорный навык и письмо. Речь задействует множество мышц, и нужно много тренироваться, чтоб владеть этим навыком.

Поэтому не удивительно, что дети, которые затрудняются владеть своим телом с большой вероятностью испытывают затруднения с разговорной речью. Именно по этой причине диспраксия часто выявляется логопедом.

В письме мышцы руки, сустав руки и пальцы должны научиться выполнять множество небольших, быстрых движений. Развитие навыков письма начинается с каракуль, Держанием карандаша в зажатой руке, и продолжается пока ребенок не овладевает основными навыками письма до 6-7 лет. Тогда он учится писать все быстрее и быстрее. Дети, которые, затрудняются в письме, иногда идентифицируются как имеющие диспраксию трудотерапистами или детскими врачами.

Другие сложные действия также происходят во время различных ситуаций, но мы меньше осознаем их потому что большая их часть происходит непроизвольно:

• Когда мы двигаем глазами чтобы посмотреть на что-то, оба глаза двигаются вместе.
• Когда мы стоим, мы сохраняем равновесие, при этом задействованы множество мышц.
• Когда мы выражаем наши эмоции, задействовано множество лицевых мышц.

Развитие этих навыков требует тренировки, и главная цель — научится делать это не задумываясь, автоматически.

Посредствам практики многие наши навыки становятся автоматическими также как одновременное движение глазами. Мы умеем производить эти действия не задумываясь, но есть дети, которые затрудняются выполнять произвольные движения и не могут так быстро превратить эти движения в автоматические.

Далее развитие сознательных движений будет разделено на несколько областей, которые относятся к важным областям жизни детей:

  1. Движения всего тела, координация и схема тела
  2. Физическая игра
  3. Одевание
  4. Письмо и рисование
  5. Речь и разговорные навыки
  6. Еда и кормление

Каждую область мы рассмотрим в трех перспективах: обзор, стадии развития и вспомогательные стратегии. Прежде чем перейти к рассмотрению, необходимо высказать некоторые замечания.

Стадии развития показывают несколько основных отметок в искусстве овладения ребенком навыком в этой области. Для детей, испытывающих трудности, стадии могут быть использованы чтобы установить которую ребенок достиг и следующую стадию, которую ему необходимо достигнуть. Всегда лучше стремится к следующей стадии, а не к конечной цели.

Вспомогательные стратегии всегда разбиваются на две группы:
• стратегии которые помогают ребенку овладеть навыком
• стратегии которые позволят ребенку как-то компенсировать его проблемы

Всегда ценно думать относительно этих обоих аспектов даже когда стратегия может работать для обоих из них. Например, резиновый треугольник на карандаше может позволить ребенку писать тогда как без него ребенок будет только пытаться это сделать. В то же время, т.к. писать становится возможным намного проще, можно начать практиковаться делать движения, нужные для написания букв. Многие стратегии, в то же время, работают только для одного аспекта. Например, стабилизирующее приспособление для велосипеда позволяет ребенку ездить на нем, но не может помочь ничем в приобретении навыка езды на велосипеде. Точно так же, помещение прищепок на край жестяной банки может помочь ребенку развить его пальцы и содействовать развитию навыков письма, но не поможет ребенку развить сам этот навык. Прищепка это не карандаш.

Основные усилия сосредотачиваются на стратегиях, которые имеют отношение к основным целям развития — разговорным навыкам и письму. В этих двух областях развития дети с дипраксией испытывают наибольшие к–во проблем и наибольшее напряжение при исполнении.

 

Об авторе Л.Н.

Президент Ассоциации специалистов сенсорной интеграции Меня зовут Ененкова Любовь Николаевна,на форумах,посвященных проблемам развития детей с ASD (аутичный спектр развития), мои посты всегда идут под ником Л.Н.
Запись опубликована в рубрике Сенсорная дезинтеграция. с метками . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Please log in using one of these methods to post your comment:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s