Тони Эттвуд «Специальные интересы»

По книге Tony Attwood «Asperger’s Syndrome: A Guide for Parents and Professionals»

Есть две характеристики синдрома Аспергера, которые до сих пор не были адекватным образом определены в специальной литературе. Это тенденция увлекаться одним специальным интересом, который начинает доминировать во времени и в разговорах человека, а также навязывание рутин, которым человек должен следовать. И это несмотря на клинические доказательства того, что именно эти особенности оказывают значительное влияние на психическое состояние семьи, и данные исследований о том, что данные особенности остаются относительно стабильными на протяжении всей жизни человека (Piven et al 1996).

У маленького ребенка может развиться интерес к коллекционированию специфических предметов, что описывается в следующей автобиографии (Jolliffe et al. 1992): «Еще я любил коллекционировать пустые упаковки от конфет. Они были оранжевыми, зелеными, синими, красными и желтыми и на каждой была буква алфавита. У меня было много оранжевых и только одна синяя, и я так и не смог собрать все буквы алфавита. Единственная проблема была в том, что в кондитерском магазине я хотел снять упаковки со всех конфет, чтобы найти под ними букву, и, похоже, что людей это почему-то злило».

Некоторые коллекции, вроде описанной выше, состоят из предметов, которые могут коллекционировать и другие дети или взрослые. Например, это могут быть этикетки с бутылок пива, бабочки, брелки. В иных случаях предметы коллекций очень необычны, например, желтые карандаши, пылесосы или щетки для унитаза. Коллекционирование последнего предмета вызвало большие переживания в семье одного ребенка, так как стоило ему войти в чужой дом, как он немедленно отправлялся в туалет, чтобы взять и тщательно осмотреть щетку для унитаза. Эти люди очень быстро выяснили, кто был их настоящими друзьями.

Это явление сопровождается очень интенсивным интересом к коллекционированию данных предметов при любой возможности. Кажется, что у ребенка удивительно «наметан глаз» на выявление новых образцов с огромного расстояния, и его невозможно ни отвлечь, ни уговорить отказаться от возможности добавить новый предмет коллекции.

С течением времени ребенок решает перейти на новый вид объекта, но это остается одиночное увлечение, которое часто не зависит от последней моды среди его ровесников. Один ребенок потребовал, чтобы ему на день рождения дарили только дорожные знаки. Проявив изрядную изобретательность, его родители смогли исполнить его желание.

Похоже, что существует последовательность в развитии природы этих интересов, и следующая стадия – это увлеченность скорее темой, чем предметом. Обычные темы включают транспорт (особенно поезда и грузовики), динозавров, электронику и науку. Человек развивает энциклопедические знания, буквально проглатывает информацию по своему интересу, задает бесконечные вопросы. Тем не менее, этот интерес является основным одиночным увлечением, а не последней модой среди детей этого возраста. Обычно для этого интереса характерно увлечение статистикой, порядком и симметрией.

Например, один семилетний мальчик с синдромом Аспергера увлекся лигой регби. Он внимательно смотрел все матчи по телевизору, помнил слова комментаторов наизусть, знал счет предыдущих матчей и позицию каждой команды в лиге. Он в буквальном смысле мог говорить об этом часами. Его родители решили направить этот интерес в практическое русло и записали его в юниорскую команду по регби. Когда свисток судьи обозначил начало его первой игры, он тут же принялся громко и непрерывно комментировать все, что он видит, словно спортивный комментатор. Когда ему сделали пас мяча, он с отвращением отшвырнул его. Он был совершенно не заинтересован в том, чтобы играть самому.

Иногда интерес может быть необычайно сложным. Один молодой человек был увлечен грузовиками, различными производителями и моделями. Когда он шел домой с работы, он запоминал каждый грузовик, который он видел и присуждал каждой машине баллы в соответствии с ее редкостью. Грузовик Вольво встречался довольно часто, поэтому он получал только один бал за производителя, в то время как грузовик Мерседес был редкостью и получал пять баллов. Когда он приходил домой, он распределял эти баллы в своей уникальной таблице производителей грузовиков.

Интерес может выражаться в искусстве в сочетании с увлеченностью перспективой, деталями или архитектурой. Электроника и компьютеры – это другой распространенный интерес, ради которого человек может пренебрегать безопасностью. Один молодой человек был заинтригован диаграммами электронных схем и вспышками фотокамер. В результате, он решил проверить, что будет, если присоединить вспышку напрямую к электрической розетке. Он пережил взрыв!

Дети младшего возраста могут развить страстный интерес к тому, чтобы притворяться другим человеком или животным. Одна семилетняя девочка увлеклась историями о викингах, и убедила свою мать сделать ей тунику из овечьей шкуры и приделать рога к миске, чтобы та служила ей шлемом. После этого она носилась по своей деревне в этом костюме, сообщая всем и каждому, что она викинг. К другим примерам относятся электрик, полицейский и каменщик. Подобный интерес требует значительного воображения и креативности, при этом ребенок пытается узнать как можно больше о чужой жизни или ремесле. Тем не менее, как правило, это одиночные увлечения, которые полностью доминируют над его мыслями и играми. Интерес может переходить в значительную эксцентричность, когда ребенок постоянно притворяется таким животным как муравей, лошадь или даже инопланетянин.

Интерес может быть интенсивным, но кратким, что ведет к перемене в обычном чтении на ночь. Постепенно спальня ребенка и весь дом становятся буквально усыпаны предметами, связанными с каждым из интересов, которые ни в коем случае нельзя выбрасывать.

Возможно, последняя стадия – это скорее романтический, чем интеллектуальный интерес к реальному человеку. Чаще всего это происходит в подростковом возрасте, и такой интерес может напоминать обычную подростковую «влюбленность». Человек, который стал предметом подобного обожания, может быть обескуражен, не понимая намерений подростка, а родители могут бояться, что его интерес будет неправильно понят.

Одна девочка-подросток с синдромом Аспергера стала истовой поклонницей поп-певца. Она постоянно рисовала его портреты и лепила его скульптуры, причем с такой искусностью и вниманием к деталям, что ее работы привлекли внимание национальной газеты. Сам певец был очень впечатлен, между ними завязалась переписка, и в итоге они встретились. Эта встреча переросла в настоящую дружбу, и девочка стала частым гостем в доме своего «героя» и его жены. И вот, однажды она решила больше никогда с ним не контактировать. Он купил собаку, а девочка не могла выносить звук лая. Больше она никогда не упоминала певца. Однако несколько недель спустя у нее появился новый герой.

Диагностические критерии, которые описывают следующую характеристику, могут быть независимы или связаны со специальными интересами. Маленький ребенок с синдромом Аспергера может быть склонен к установлению и навязыванию рутины. Родителям приходится подчиняться рутине, поскольку любые перемены или невыполнение действия до конца, вызывают у ребенка огромный дистресс и тревожность. Как только установилась определенная схема, она должна сохраняться. К сожалению, компоненты ожидаемой последовательности могут лишь разрастаться с течением времени.

Например, рутина укладывания спать может начаться с выстраивания трех игрушек в одну линию, но впоследствии она развивается в сложный ритуал, когда нужно расставить десятки игрушек в соответствии с четкими правилами порядка и симметрии. Если путь в определенный пункт назначения несколько раз проходил по одной и той же дороге, тогда этот путь должен сохраняться, любые отклонения от маршрута совершенно неприемлемы.

Следующая цитата иллюстрирует, откуда происходит это навязчивое желание устанавливать порядок (Jolliffe et al. 1992): «Реальность аутичного человека – это спутанная, взаимодействующая масса событий, людей, мест, звуков и света. Нет никаких четких границ, никакого порядка, никакого смысла ни в чем. Огромная часть моей жизни тратится просто на то, чтобы определить последовательность хотя бы в чем-нибудь. Установленные рутины, время, определенные пути и ритуалы – все это позволяет привнести порядок в невыносимо хаотичную жизнь».

Диагностические критерии в отношении интересов и рутин

Критерии Гиллбергса (1989) для синдрома Аспергера четко указывают на интересы и рутины. Второй критерий по этой классификации – это наличие узких интересов при выполнении хотя бы одного из следующих условий:

(a) исключение других занятий

(b) приверженность к повторяемости

(c) скорее механическое, чем осознанное запоминание.

Третий критерий – это повторяющиеся рутины при навязывании их:

(a) самому себе в различных аспектах жизни

(b) или другим людям.

Критерии Питера Сзатмари и его коллег (1989) не упоминают эти две характеристики, и клинический опыт предполагает, что существует маленькая пропорция людей с синдромом Аспергера, у которых практически не выражены эти характеристики. Тем не менее, они были включены в критерии Американской психиатрической ассоциации и Всемирной организации здравоохранения. В настоящий момент существуют значительные вариации между альтернативными диагностическими критериями в определении природы этих характеристик, и некоторые даже сомневаются, следует ли считать их диагностическими критериями.

Тем не менее, если у человека с синдромом Аспергера есть специальный интерес или рутина, которые значительно влияют на его жизнь, то ниже приведено осторожное объяснение того, в чем их причина и что можно сделать для минимизации их проявления или поиска их конструктивного приложения.

Специальные интересы

Ключевой компонент подобных интересов – это аккумуляция предметов или информации. У многих людей есть хобби или увлечение, так что само по себе наличие специального интереса не является значимым. Разница между нормой и эксцентричностью, характерной для синдрома Аспергера, заключается в том, что эти интересы зачастую являются изолированными и идиосинкразичными, и они доминируют в речи и времени человека. Они также отличаются от компульсивного расстройства, поскольку человек получает настоящее удовольствие от своего интереса и не пытается ему сопротивляться. В чем причина их происхождения? На этот счет существует несколько объяснений.

Чтобы облегчить разговор

Если у человека проблемы с поддержанием беседы, возможно, потому что он не понимает признаки, которые указывают на подходящую тему разговора или сценарий, если он часто теряется и не понимает, что сказать (особенно если тема требует социальных знаний или эмпатии), то разговор о специальном интересе может предоставить ему комфортную уверенность и способность говорить без запинки. Экстенсивные знания и практика обеспечивают легкое течение речи.

Чтобы подчеркнуть интеллект

Очень распространенный страх среди людей с синдромом Аспергера – показаться глупыми. Один из способов указать на свой интеллект – выдать монолог с массой технических терминов, которые незнакомы слушателю.

Тем не менее, эта характеристика не эксклюзивна для синдрома Аспергера. Некоторые компьютерные эксперты, ученые, юристы и другие специалисты (в том числе психологи!) пользуются профессиональной терминологией, чтобы подчеркнуть свое интеллектуальное превосходство. В самом деле, некоторые из этих профессий могут предоставить первоначальную ролевую модель для развития этой характеристики или стать вариантом карьеры.

Чтобы обеспечить порядок и последовательность

Люди с синдромом Аспергера часто с трудом переносят меняющиеся схемы и ожидания повседневной жизни. Их интересы, как правило, связаны с порядком, например, с каталогизацией информации или созданием таблиц. Одна из причин того, почему компьютеры так привлекательны для них, в том, что с ними не нужно разговаривать или социализироваться – они логичны, последовательны и не подвержены переменам настроения. Таким образом, они представляют собой идеальный интерес для человека с синдромом Аспергера.

Как способ релаксации

Эти изолированные и повторяющиеся интересы могут быть возможностью сбежать от стрессов, связанных с социальными контактами, и расслабиться в безопасности рутины. У одной леди специальный интерес состоял в проведении японской чайной церемонии по нескольку раз в день. Ритуал и симметрия церемонии имели явное преимущество, но когда ее спросили, в чем причина такого интереса, она ответила, что это помогает ей расслабиться. Определенно интерес помогает забыть о тревогах сегодняшнего дня. Клинический опыт указывает на то, что интенсивность интереса человека с синдромом Аспергера прямо пропорциональна стрессу, который он переживает.

Как приятное занятие

Если для вас социализация – это тяжелая работа, и это совсем не то, что вам захочется делать в первую очередь, и вы не планируете стать «овощем перед телевизором», то чем вы займете свое свободное время? Интерес – это больше, чем способ скоротать время. Он предлагает истинное наслаждение. Дэвид Миедзианик (1986) описывает это следующим образом: «Меня всегда завораживало, когда я видел, как сварщик чинит печь. Я прихожу в восторг и начинаю прыгать вверх и вниз, когда я вижу горение сварочного аппарата. Я всегда прыгал вверх и вниз с тех пор как был ребенком».

У человека с синдромом Аспергера может быть очень мало радостей в жизни. Наслаждение специальным интересом приносит ему искреннее счастье. Интерес может приводить его в такой восторг, что он готов прыгать от радости в буквальном смысле.

Как справиться со специальными интересами

Для членов семьи может быть проблемой то, что им приходится иметь дело с бесконечными вопросами по одному и тому же вопросу, а также то, что ребенок не хочет думать о других занятиях, или проблему представляет доступ к материалу. Многие родители спрашивают, как они могут снизить или даже уничтожить определенный интерес. Это не простая задача. Существует два возможных подхода:

Контролируемый доступ

Родители могут попробовать переубедить ребенка продолжать свой интерес, отказывая в доступе к материалам или предлагая попробовать что-то другое. Однако опыт показывает, что мотивация посвящать время интересу, как правило, превышает любую навязанную мотивацию остановиться.

Гораздо лучший подход – контролируемый доступ. Проблему может представлять не столько сам по себе интерес, сколько его продолжительность и доминирование над любыми другими занятиями.

Наибольший успех достигался с помощью ограничения времени, посвященного избранному занятию, с помощью часов или таймера. Когда таймер выключается, занятие следует прекратить. Тем не менее, необходимо, чтобы потом человека поощряли заняться чем-то другим, что доставляет ему удовольствие, и нужно гарантировать, что он не будет видеть ничего, что имеет отношение к специальному интересу. Другими словами: «с глаз долой, из сердца вон». Должно быть что-то еще, что может занять мысли человека, и тогда потребность посвящать все время специальному интересу постепенно снизится. Попросите человека выполнить задание, которое ему знакомо, и в котором он с легкостью преуспеет. Пусть он сделает его в другой комнате или выйдет из дома, чтобы выполнить поручение. Если человек испытывает дистресс из-за прерывания интереса, то попробуйте его утешить, напомнив о расписании или времени, когда он сможет к нему вернуться. По большому счету, это рационализация доступа.

Бывает, что интерес естественным образом продолжается несколько недель или даже десятилетий, но когда один интерес заканчивается, то он очень быстро заменяется другим. Если интерес терпим в небольших дозах, то контролируемый доступ является подходящей стратегией.

Если интерес полностью неприемлем, например, если он противозаконен или может привести к опасным действиям (например, интерес к оружию, огню или ядам), то родителям понадобится программа, разработанная клиническим психологом, у которого есть опыт работы с синдромом Аспергера. В данном случае основная задача – предложить человеку стимул, чтобы не наслаждаться своим интересом и поощрять приемлемую альтернативу. Первым выбором могут быть компьютеры, так как другие дети очень ценят такой интерес, получить доступ к информации о компьютерах просто и это может быть конструктивно для занятости или карьеры.

Конструктивное приложение

Детей мотивирует желание угодить своему учителю, родителям или друзьям, стремление обогнать других, сотрудничество или подражание занятиям других детей. Все эти желания снижены у ребенка с синдромом Аспергера, и родители с учителями часто стоят перед дилеммой – какое бы занятие они ни предлагали, у ребенка отсутствует мотивация.

Тем не менее, ребенок проявляет просто огромную мотивацию и внимание, если речь идет о его специальном интересе. Стратегия состоит в том, чтобы инкорпорировать интерес в то занятие, в отношении которого у ребенка отсутствует мотивация, и которое кажется ему скучным. Ребенок также может заслуживать доступ к интересу с помощью усилий и прилежания, и родители могут подумать о том, как использовать интерес в качестве стимула к социальному контакту или в качестве профессии.

Многие дети младшего возраста с синдромом Аспергера развивают интенсивный интерес к телепередачам и предметам из серии «Паровоз Томас». Это вполне понятно, учитывая влечение ребенка к порядку, предсказуемости, последовательности и симметрии. Вагоны можно выстроить в линию, и поезд может путешествовать только по одному, заранее заданному пути. Параллельные рельсы и шпалы привлекательны благодаря симметрии и регулярности. В специальном выпуске «Томаса» у паровозов есть лица. Если у ребенка проблемы с определением того, как изменения в положении рта и глаз могут отражать эмоцию, то простые истории и движения простых лиц могут стать уроком в эмоциональном выражении.

Музыка, которая сопровождает программу, также привлекательна благодаря простому, повторяющемуся ритму. Таким образом «Томас и друзья» привлекает многих детей с синдромом Аспергера. В этом возрасте ребенок может начать читать, но не интересоваться художественными книгами, где центральными персонажами являются люди. Тем не менее, если их первый доступ к чтению будет через книги о «Томасе», то это практически гарантирует мотивацию ребенка. Лица паровозов также можно использовать в специальных программах по изучению эмоций.

Если нужно учить ребенка счету, и ребенок интересуется коллекционированием фотографий флагов, то вместо счетных палочек можно использовать картинки с флагами. Если ребенок не понял основные принципы урока, то попробуйте придумать примеры, связанные с его интересом. Часто для этого нужно говорить «волшебные слова» (отсылающие к специальному интересу), и это тут же привлекает и сохраняет внимание ребенка.

Темпл Грандин (Grandin,1988) описывает конструктивное приложение одного из ее собственных интересов: «Другой моей фиксацией были автоматически закрывающиеся двери в супермаркетах и аэропортах. Учитель может спросить: «Как я могу использовать фиксацию на дверях на уроках математики, науки и английского?» На элементарном уровне, задачи могут быть очень простыми, например, попросить компанию-производителя дверей выслать их каталог. Взрослые могут считать, что каталог – это скучно, но для аутичного ребенка с фиксацией на дверях он будет захватывающим. Можно привлечь математику и географию, попросив ребенка найти компанию-производителя на карте или измерить мили от двери до школы».

Другие дети могут зарабатывать доступ к интересу с помощью усилий и концентрации внимания. Если ребенок решит правильно десять уравнений, то он получает десять минут в библиотеке, где он может читать об интересе. Если ребенок не прерывал урок вопросами о своем интересе определенное время, то он получает дополнительное время на изучение своего интереса по окончанию урока.

Некоторые интересы могут в итоге стать источником дохода и занятости. Увлечение садовой техникой может переродиться в профессию садовника. Интерес к погоде может стать началом карьеры метеоролога. Интерес к картам может привести к работе водителем такси. Такое практическое приложение интереса может быть проиллюстрировано карьерой Темпл Грандин. Она описывает (Grandin, 1990), как один из ее учителей использовал ее специальный интерес: «Мистер Карлок использовал мою фиксацию на зажимах для скота, чтобы мотивировать меня изучать науку и узнать, как пользоваться научными индексами. Он сказал мне, что для того, чтобы действительно все узнать о моем интересе, я должна изучать научные методы и учиться в школе. Психологи и консультанты старались избавить меня от моего странного интереса, но мистер Карлок расширил его, превратив из узкой фиксации в основу пожизненной карьеры. Сегодня я путешествую по всему миру, конструируя законы для скота для фирм по производству мяса.

Недавно я сконструировала более человечное устройство для удержания скота, которое, вероятно, будет принято большинством крупнейших фирм по производству мяса. Теперь я стала лидером в своей области и написала более 100 технических статей об обращении со скотом. Если бы психологи преуспели и забрали бы у меня мою фиксацию, то я бы сейчас вела растительное существование, смотря сериалы».

Ребенок может оказаться талантливым художником или аниматором. Он может начать сотрудничать с ребенком, который исключительно хорош в сочинении историй. Этот ребенок станет автором, а другой – иллюстратором книги, которая получит школьный приз. Ребенок может получить пользу от личного репетитора в сфере своих интересов. Это необходимо для того, чтобы естественный талант нашел конструктивное применение и увеличил самооценку. Учителя и другие дети вскоре также проявят большую толерантность к эксцентричному социальному поведению ребенка, если они признают его достижения. Темпл Грандин говорит о том, как «люди уважают талант, даже если они считают вас странной» (Grandin, 1992).

Теперь наблюдается акселерация программ, разработанных для подростков с синдромом Аспергера, в таких областях как наука и иностранные языки (Barber 1996). Идея состоит в том, чтобы проявить креативность – возможно, он сможет продавать свои картины поездов или зданий, или стать комментатором матчей по крикету на телевидении или известным астрономом, получившим признание за свои знания и энтузиазм.

Интерес к компьютерам следует поощрять не просто как потенциал для трудоустройства, но и как способ повысить уверенность в себе и расширить социальные контакты. Ребенок может стать личным репетитором других детей. В свою очередь, эти дети из благодарности за помощь с компьютером, математикой или наукой могут помочь ребенку в других ситуациях. Один подросток был экспертом в компьютерах, но его исключали из социальных разговоров одноклассников. Когда они говорили о своих вечеринках, вандализме или сексуальных открытиях, то он был просто неспособен участвовать в беседе. Он выглядел и чувствовал себя одиноким. Тем не менее, когда начались занятия информатики и несколько машин «полетели», то его советы и опыт тут же оказались востребованными. Его поза и выражение лица преобразились. Наконец, он был нужен, его принимали. Компьютерные клубы и компьютерные аукционы могут стать возможностью встретить людей со схожими взглядами и найти дружбу по интересам. Таким образом, специальный интерес может стать серебряной нитью сквозь облако синдрома Аспергера.

Интерес также может быть источником релаксации и удовольствия, который просто необходим людям, страдающим от трудностей в связи с социальными аспектами повседневной жизни. Наслаждение интересом может оказывать практически психотерапевтический эффект. Родители могут поощрять доступ к такому интересу, если человек испытывает сильный стресс, возможно, в результате учебы в школе или работы.

Интенсивный интерес человека можно использовать как возможность узнать о чувствах, дружбе и кодексах поведения. Один телевизионный персонаж, весьма популярный среди взрослых людей с синдромом Аспергера – это Дата из последних серий «Звездного пути». Это андроид, обладающий исключительными интеллектуальными способностями, но он стремится стать человеком. Он испытывает особые трудности с пониманием человеческого ухаживания, эмоций и юмора. Проблемы, с которыми он сталкивается, похожи на проблемы многих взрослых людей с синдромом Аспергера, так что не удивительно, что он стал их героем, и они сочувствуют его проблемам. Учитель или родитель может использовать дилеммы Даты, чтобы проиллюстрировать ключевые аспекты социальной компетентности.

 

Добавить комментарий

Please log in using one of these methods to post your comment:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s